Параметр оценки | Оценка параметра, балл | ||
3 | 2 | 1 | |
Количество конкурентов на рынке | Высокий уровень насыщенности рынка (более 30) | Средний уровень насыщенности рынка (10 - 30) | Небольшое количество конкурентов (до 10) |
0 | 2 | 0 | |
Темп роста рынка бумаги и картона | Стагнация или снижение объема рынка | Замедляющийся, но растущий | Высокий рост |
3 | 0 | 0 | |
Уровень дифференциации продукции | Стандартизированный товар | Товар стандартизирован по ключевым свойствам, но отличается по дополнительным преимуществам | Продукты конкурентов значимо отличаются друг от друга |
0 | 2 | 0 | |
Ограничения в повышении цены | Жесткая ценовая конкуренция на рынке, отсутствие возможности повышения цен | Есть возможность повышения цен только в рамках покрытия роста затрат | Всегда есть возможность к повышению цены и повышению прибыли |
3 | 0 | 0 | |
Итоговый балл | 10 | ||
9 - 12 баллов | Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции |
В последнее десятилетие очевидно снижение темпов роста рынка бумаги и картона в Российской Федерации (индекс промышленного производства в 2016 году составил 100,8%). Снижение потребления в Российской Федерации характерно для всех сегментов рынка, за исключением бумаги-основы для производства санитарно-гигиенической продукции и гофрированного картона, а также школьных тетрадей. Падение потребления наблюдается с 2013 года и обусловлено как структурными проблемами российской экономики, так и западными санкциями. Разница между производством и внутренним потреблением бумаги и картона в Российской Федерации показывает, что наша страна остается чистым экспортером данных товаров и укрепила свои позиции за последние 10 лет. Тем не менее, согласно макроэкономическим прогнозам Минэкономразвития Российской Федерации внутренне потребление бумаги и картона возрастет до 25,6 млн. т, что позволит увеличить потребление данной продукции на душу населения до уровня стран ЕС. Аналогичные тенденции характерны для республиканского рынка бумаги и картона, однако замедление темпов роста ниже, чем на общероссийском рынке.
Для рынка бумаги и картона Российской Федерации характерна достаточно жесткая ценовая конкуренция, возможности повышения цен практически отсутствуют. Ситуация обусловлена, с одной стороны, положительным торговым балансом российского рынка, продолжающим расти благодаря вводу новых мощностей по производству печатной и писчей бумаги и тарных видов картона, в том числе макулатурных сортов, с другой, высокой стандартизацией отдельных видов продукции (несмотря на общий средний уровень дифференциации товаров рынка бумаги и картона).
В совокупности рынок бумаги и картона Российской Федерации характеризуется высоким уровнем внутриотраслевой конкуренции (таблица 4.14).
Угроза входа на рынок новых игроков оценена посредством анализа высоты входных барьеров на рынок бумаги и картона, в том числе из соседних российских регионов и зарубежных игроков (таблица 4.15). Уровень угрозы находится на среднем уровне. Сдерживающими факторами входа на рынок являются высокий уровень инвестиций, продолжительные сроки окупаемости затрат, низкая рентабельность производства бумаги и картона: в 2014 - 2015 годах многие предприятия отрасли находились на грани безубыточности в связи с ростом цен на целлюлозу.
Следует обратить внимание на ключевую характеристику рынка бумаги и картона Российской Федерации - наличие сильных марок: 5 игроков занимают около половины российского рынка продукта. На республиканском рынке 80% оборота целлюлозно-бумажного производства формируют три предприятия: ООО "Завод Николь-Пак", ООО "Картонно-бумажный комбинат", ООО "Южный Урал".
Ключевые игроки рынка бумаги и картона Республики Башкортостан не допустили снижения объемов производства в 2016 году по сравнению с предыдущим периодом. Производство бумаги увеличено на 1,5%, туалетной бумаги - на 3,2%, выпуск картона сохранен на уровне 2015 г. В 2016 году индекс промышленного производства по виду деятельности в Республике Башкортостан составил 103,6%.
Учитывая вышеизложенное, рынок бумаги и картона оценен как замедляющийся, но растущий.