Действующий

Об утверждении Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Башкортостан на срок до 2030 года



Таблица 4.13. Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей продукции ЛПК Республики Башкортостан по виду деятельности "Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них"

Параметр оценки

Оценка параметра, балл

3

2

1

Товары-заменители "цена-качество"

Существуют и занимают высокую долю на рынке

Существуют, но только вошли на рынок и их доля мала

Не существуют

0

2

0

Итоговый балл

2

2 балла

Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей


Растущее влияние электронных и информационных ресурсов (СМИ, IT-технологии и т.п.) на потенциальных покупателей привело к снижению потребления отдельных видов продукции на рынке бумаги и картона. В частности, к 2016 году объем потребления газетной бумаги в натуральном выражении сократился по сравнению с 2007 годом более, чем на 40%. Аналогичные тенденции характерны для потребления оберточной бумаги: падение по отношению к 2007 году составляет порядка 20%. Конкуренцию со стороны товаров-заменителей (импортных готовых коробок, освобожденных от ввозных пошлин) испытывает картон-основа для производства складных коробок (сегмент коробочного картона включает картон хром-эрзац, картон-основу для производства тары для сигаретной продукции и жидкостей). В то же время, многие товары рынка бумаги и картона (бумага-основа для производства санитарно-гигиенической продукции и гофрированного картона, школьные тетради) практически не подвержены влиянию конкуренции со стороны товаров-субститутов.


В совокупности уровень угрозы со стороны товаров-заменителей на рынке бумаги и картона оценен на среднем уровне. Тем не менее, в перспективе на глобальном рынке данные товары, как и продукты других традиционных отраслей, будут испытывать давление со стороны новых высокотехнологичных производств и их продуктов.


Внутриотраслевая конкуренция на рынке бумаги и картона Республики Башкортостан оценена по следующим параметрам: количество игроков, темп роста рынка, уровень дифференциации продукта на рынке, ограничения в повышении цен (таблица 4.14).