Действующий

Об утверждении Концепции развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан



2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


В современном мире роль одаренности как интеллектуального потенциала нации постоянно возрастает, поскольку развитие новых технологий влечет за собой резкое увеличение потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных внести новое в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и самостоятельно решать задачи инновационного типа. Развитие интеллектуального потенциала страны и образование одаренных детей и талантливой молодежи являются общенациональными приоритетами. Вот почему важно как можно раньше выявлять одаренных детей и целенаправленно работать с ними.


Талантливые дети являются мощным ресурсом, способным раскрыть перед страной социально-экономические, культурные и духовно-нравственные перспективы общественного развития. Забота об одаренных детях и их поддержка сегодня - это залог развития культуры, науки, социальной жизни России в будущем.


Необходим новый формат работы с одаренными обучающимися, предусматривающий эффективные подходы к реализации образовательных программ:


применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях;


создание единой системы интеллектуальных и творческих состязаний, способствующей выявлению и сопровождению одаренных школьников и студентов;


обновление и создание новых методик работы с одаренными детьми.


Исходя из изложенного задачи выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан также необходимо решать в контексте развития новых подходов и технологий на всех уровнях образования.


В Республике Башкортостан накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми и молодежью. Развитию детской одаренности на ранних возрастных этапах способствует целенаправленная работа, организованная в дошкольных организациях. Дошкольный возраст (3 - 7 лет) характеризуется особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии. Эти аспекты одаренности детей дошкольного возраста можно раскрыть не только в детском саду, но и в образовательных организациях системы дополнительного образования.


Перед школой стоит задача создания условий для преемственности в развитии одаренности детей, выявленной на уровне дошкольного образования. В республике созданы специализированные учреждения, позволяющие развивать разные способности детей. Действует сеть инновационных общеобразовательных организаций: 58 лицеев, 82 гимназии, 2 кадетские школы, школа с первоначальной летной подготовкой, 18 школ с углубленным изучением отдельных предметов; организовано профильное обучение более чем в 570 школах: в различных формах по 13 профилям им охвачены около 30 тыс. обучающихся.


Система профилей обучения, реализуемых в образовательных организациях Республики Башкортостан, разнообразна. Наиболее востребован физико-математический профиль, в рамках которого обучаются 55,1% старшеклассников от общего количества обучающихся в профильных классах. Следующими по популярности являются химико-биологический, социально-экономический, физико-химический, социально-гуманитарный, информационно-технологический профили. Кроме того, в республике функционируют 11 республиканских общеобразовательных школ-интернатов для одаренных детей по разным направлениям: спортивное, художественное, музыкальное, химико-биологическое, физико-математическое и другие.


Развитие интеллектуальных, творческих, спортивных и других способностей ребенка является неотделимой частью его воспитания и общего развития. Именно поэтому в работе с одаренными детьми в республике используется потенциал организаций системы дополнительного образования: центров дополнительного образования, технопарков, кванториумов и других - всего 228 учреждений.


В Республике Башкортостан среднее профессиональное образование представлено 104 профессиональными образовательными организациями, которые вносят значительный вклад в развитие незаурядных способностей студентов как в плане профессиональных интересов, так и индивидуальных способностей.


Высшее образование Республики Башкортостан представлено 9 государственными самостоятельными вузами, 7 филиалами российских государственных вузов, 2 негосударственными самостоятельными вузами и 7 филиалами негосударственных вузов.


Обучение в образовательных организациях высшего образования осуществляется по востребованным и перспективным направлениям для всех отраслей экономики и социальной сферы региона. Совместно со школами, системой дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями вузы Республики Башкортостан образуют единую непрерывную систему отбора и сопровождения одаренных детей и молодежи.