Действующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Содействие занятости населения Самарской области" и установлении отдельного расходного обязательства Самарской области (с изменениями на 6 ноября 2024 года)




1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы


Все более важным фактором социально-экономического развития Самарской области становится трудовой потенциал как важнейшее конкурентное преимущество региона.


Трудовые ресурсы региона характеризуются высокой экономической активностью, уровень которой в период с 2017 года по август - октябрь 2023 года находился в пределах 63 - 65% от численности населения в возрасте 15 лет и старше. Уровень экономической активности населения Самарской области ежегодно превышает средние показатели по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО): в 2022 году - 63,3%, за август - октябрь 2023 года - 64,9% против 63,0 и 62,1% соответственно.


Сохраняется стабильно высоким уровень занятости населения области, также превышающий среднероссийские и среднеокружные значения (в 2022 году - 61,6%, за август - октябрь 2023 года - 63,7% против 61,2 и 60,7% соответственно). При этом для Самарской области характерна самая высокая среди регионов округа доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников (536,4 тыс. человек и 1,5 млн. человек соответственно), а среди всех субъектов Российской Федерации область входит в топ-10 регионов с наивысшим значением данного показателя - 35,3% по итогам 2022 года против 28,5% в среднем по ПФО и 32,0% - по России.


Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в 2022 году составил 2,7% (в 2017 году - 4,2%), за август - октябрь 2023 года - 1,9%, и по этому показателю область занимает 2-е место среди регионов ПФО с наименьшим его значением (в среднем по округу - 2,2%) и 12-е место - среди субъектов Российской Федерации (в среднем по России - 3,0%).


Однако в 2020 - 2021 годах рынок труда Самарской области как промышленно развитого региона в наибольшей степени подвергся негативному влиянию факторов, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и введением связанных с этим ограничений, что спровоцировало существенное увеличение размеров безработицы (с начала пандемии до ее пикового периода на конец сентября 2020 года численность безработных граждан увеличилась в 4,8 раза до 70,1 тыс. человек). Благодаря принятым мерам поддержки населения и предприятий удалось в достаточно короткий срок преодолеть эти негативные тенденции и с учетом накопленного опыта управленческих решений не допустить ухудшения ситуации на региональном рынке труда в период введения и ужесточения в 2022 году санкций со стороны недружественных государств.


Текущая ситуация на регистрируемом рынке труда Самарской области соответствует общероссийской тенденции сокращения размеров безработицы. По состоянию на 01.12.2023 уровень регистрируемой безработицы в регионе составил 0,46%, в целом по Российской Федерации - 0,6% (в 2017 году - 1,0% по области и России), что является одним из самых минимальных значений за всю историю статистического наблюдения за регистрируемым рынком труда с 1993 года.


В то же время состояние рынка труда как в Самарской области, так и в целом по стране находится под воздействием объективных факторов, которые провоцируют определенные дестабилизирующие риски и формируют адаптационные механизмы его функционирования под новую складывающуюся реальность. Существующие ограничения и вероятность нарастания проблем на региональном рынке труда связаны с возможными неблагоприятными демографическими тенденциями, геополитической и эпидемиологической обстановкой, структурной перестройкой экономики в условиях санкционного давления, профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения на рабочую силу, структурным дефицитом кадров необходимой образованности и квалификации в базовых отраслях, обеспечивающих основу для эффективного функционирования и обороноспособности экономики.


Структурное изменение экономики под влиянием экономических и технологических санкций безусловно отражается на структуре спроса на рабочую силу в отраслевом, региональном и профессионально-квалификационном аспектах, что может, в свою очередь, усугубить дисбаланс со складывающимся предложением труда.


С февраля 2021 года отмечается увеличение разрыва между количеством заявляемых работодателями в службу занятости вакансий и численностью безработных граждан (по состоянию на 01.12.2023 количество вакансий в 6,3 раза превышает численность безработных), что свидетельствует о недостатке необходимых квалифицированных трудовых ресурсов.


В 2017 - 2022 годах среднегодовая численность занятых в экономике области ежегодно сокращалась, за исключением 2021 года, когда произошло увеличение данного показателя на 1,5% против предыдущего года. В целом за указанный период количество занятых уменьшилось на 40,5 тыс. человек (с 1656,8 тыс. человек в 2017 году до 1616,3 тыс. человек в 2022 году).


Большое внимание уделяется решению проблемы занятости молодежи и граждан, имеющих инвалидность.


С целью создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей осуществляется реализация мероприятий, направленных на максимальное вовлечение их в экономику области, привлечение молодежи из других регионов Российской Федерации, повышение уровня конкурентоспособности и уровня молодежной занятости на региональном рынке труда.


Меры по содействию занятости лиц с инвалидностью направлены на обеспечение им свободного доступа на рынок труда, развитие новых возможностей трудоустройства.


По данным Федеральной службы по труду и занятости, в регионе численность инвалидов в трудоспособном возрасте на 01.11.2023 составила 84,3 тыс. человек (или 43,6% от общей численности инвалидов). Доля работающих среди инвалидов в трудоспособном возрасте составила 29,8% (в среднем по России - 27,8%, по ПФО - 26,7%).