Действующий

О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2016 года N 566



I. Общая характеристика текущего состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу


Водохозяйственный комплекс Республики Крым является одним из определяющих факторов жизнедеятельности населения, всей социально-экономической, производственной и рекреационной инфраструктуры полуострова.


Республика Крым обеспечена водными ресурсами неравномерно и недостаточно. По запасам местных водных ресурсов Республика Крым считается малообеспеченным регионом.


Основных рек и ручьев, согласно данным государственного водного реестра, на территории Республики Крым - 283, прудов - 1633, кроме того в Республике Крым построено 22 водохранилища.


Ранее более 80% потребности региона в воде обеспечивалось за счет днепровской воды, поступающей по Северо-Крымскому каналу. Днепровская вода подавалась для орошения сельскохозяйственных культур, водоснабжения городов Симферополя, Керчи, Феодосии, Судака, Щелкино и сельских населенных пунктов Ленинского района.


В настоящее время подача воды по Северо-Крымскому каналу приостановлена, в связи с чем необходимо решать проблему водообеспечения регионов, водоснабжение которых ранее обеспечивалось днепровской водой по Северо-Крымскому каналу.


Одним из вариантов решения данной проблемы является транспортировка поверхностных водных ресурсов местного стока по Северо-Крымскому каналу на восток Крыма, для чего необходимо обеспечить повышение технической надежности и модернизацию элементов водохозяйственного комплекса, насосных станций и гидротехнических сооружений на водохранилищах.


Значительная территория Республики Крым требует защиты от вредного действия вод, связанного с подтоплением сельскохозяйственных земель и сельских населенных пунктов. В зоне возможного подтопления находится более 200 сельских населенных пунктов и 8,5 тыс. га сельхозугодий. Основные причины сложившейся ситуации: неудовлетворительное техническое состояние дренажа и дренажных насосных станций, невыполнение мероприятий по отведению поверхностных стоков, заиление и засорение русел рек, низкий уровень безопасности гидротехнических сооружений, связанный с их техническим состоянием.


Серьезную опасность для жизнедеятельности населения могут создавать явления затопления территорий вследствие паводков, причиной которых являются как природные, так и техногенные факторы. Для защиты территорий от указанных явлений, а также защиты водных ресурсов региона от истощения и загрязнения необходимо выполнение комплекса мероприятий. Сооружения инженерной защиты от негативного воздействия вод, в основном, включают дамбы обвалования, техническое состояние которых в большинстве случаев оценивается как неудовлетворительное.


На состояние водных объектов негативное действие оказывают также водная эрозия, оползни, абразия берегов, размыв русел рек. Наиболее распространенными проявлениями негативного воздействия вод являются разрушение берегов водных объектов, активизирующееся в период паводков, и подтопление селитебных территорий.


Наиболее паводкоопасные реки - Альма, Кача, Бодрак, Салгир, на которых запланировано выполнение берегоукрепительных работ.


Для обеспечения благоприятных условий жизни населения на территории Республики Крым запланирована реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов.


С целью своевременного выявления и прогнозирования причин негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов Программой предусмотрены мероприятия: определение границ зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к рекам, в границах населенных пунктов Республики Крым, а также разработка региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов, расположенных на территории Республики Крым.


Мероприятия Программы затрагивают интересы муниципальных образований Республики Крым, населения, проживающего на территориях муниципальных образований Республики Крым, организаций и учреждений различных форм собственности, что требует координации действий исполнительных органов государственной власти Республики Крым, выработки и реализации единой политики при реализации природоохранного и градостроительного законодательства.


Масштабность и ресурсоемкость задач, направленных на развитие водохозяйственного комплекса, требует скоординированных действий ответственного исполнителя и участников Программы по осуществлению мероприятий проектного и восстановительно-строительного характера с привлечением средств из бюджетов разного уровня, а также механизмов государственно-частного партнерства.