Действующий

Об утверждении Стратегии развития образования и науки Республики Тыва на период до 2030 года



3. Конкурентные преимущества системы образования и науки Республики Тыва


Конкурентные преимущества системы образования и науки Республики Тыва определяются рядом положительных характеристик:


1. Отмечен рост числа молодых педагогических и руководящих кадров.


В школах республики трудятся 36 процентов молодых учителей до 35 лет (по РФ - 23 процента), ежегодно состав пополняется, по итогам 2017 г. в школах работают всего 7 процентов учителей старше 60 лет (по РФ - 12 процентов). Омолаживается состав руководителей школ - 25 процентов молодых руководителей (с общим стажем деятельности менее 10 лет) и 48 процентов опытных руководителей (со стажем более 20 лет) руководят школами республики. Мероприятия по привлечению в школы мужчин-педагогов имеют хорошие результаты, всего 15 процентов мужчин-педагогов работают в школах (один из самых высоких показателей в Сибирском федеральном округе и в России).


2. С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" численность детей от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, возросла на 8,1 тыс. детей. В рамках федеральной программы модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 - 2016 годах создано более 14 тыс. мест в детских садах.


3. Методы проектного управления ("Успешный выпускник", "Я сдам ЕГЭ, "Мост дружбы") и новые механизмы управления образовательным процессом (кураторство со стороны школ, имеющих стабильно высокие результаты, "слабых" школ, работа учебно-методических объединений) позволили достичь поставленных целей по повышению качества образования, ежегодному увеличению количества выпускников, преодолевающих минимальный порог ЕГЭ по русскому языку и математике (в 2017 г. - 96,27 процентов, в 2018 г. - 99 процентов).


Положительная динамика наблюдается по всем предметам:


- средний балл по предметам увеличился на 10 баллов по отдельным предметам;


- 104 (71 процент) общеобразовательные организации республики показали 100-процентную успеваемость по русскому языку, средний балл составил 63 балла. В 43 (30 процентов) школах средний балл выше 60 при 100-процентной успеваемости;


- существенно улучшились результаты по математике (средний балл по базовой математике составил "4", а средний балл по математике профильного уровня вырос на 10 баллов и составил 39 баллов. 44 (30 процентов) школы показали 100-процентную успеваемость по математике (профильного уровня);


- 87 (5 процентов от общего числа участников ЕГЭ) человек из числа участников ЕГЭ набрали по результатам экзаменов 90 - 100 баллов: 65 человек по русскому языку (в том числе 2 стобалльника), 2 по математике (профильный уровень), 5 по обществознанию, 3 по истории, 1 по биологии, 1 по химии, 1 по информатике, 1 по физике, 1 по литературе, 7 по английскому языку (в 2017 г. таких выпускников было 65 чел. - 3 процента), что свидетельствует о повышении качества обучения.


4. Реализация губернаторского проекта "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием" способствовала поступлению в высшие учебные заведения страны 2226 детей из малообеспеченных и многодетных семей, не имеющих родных с высшим образованием в трех поколениях.


5. Наличие кластерного подхода к формированию сети учреждений среднего профессионального образования Республики Тыва с целью обеспечения рабочими кадрами и специалистами среднего звена сфер строительства, дорожного хозяйства, энергетики, сельского хозяйства, горнодобывающего сектора, торговли, туризма и культуры.


6. Научный потенциал республики достаточен для развития науки. Действуют 7 научных институтов, в которых трудится 401 ученый, включая 366 кандидатов наук и 35 докторов наук. Число кандидатов наук ежегодно растет, по сравнению с 2010 годом выросло на 23 процента и составило 366 человек (в 2010 г. - 282 чел.), количество докторов наук увеличилось на 40 процентов - 35 человек. Омолаживается состав научного сообщества: если в 2007 году количество молодых ученых до 30 лет составляло 7,6 процента от общего количества ученых, то к 2017 году - 17 процентов. В аспирантурах и докторантурах обучается 60 человек.