Недействующий

Об обновлении материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в Иркутской области


А. Проблематика и предполагаемые результаты.


В Иркутской области 35 из 42 муниципальных образований относятся к категории малого города или сельской местности, что составляет 83% от всей территории региона. Помимо этого, данные территории характеризуются протяженностью площади, невысоким уровнем жизни и отсутствием производственной инфраструктуры (рис. 1 - не приводится). Поэтому именно школа является средой созидающей, развивающей, местом становления гармонично развитой личности школьника в условиях трансформации социальной среды.


Несмотря на финансовые сложности в области обновления материально-технического оборудования, инновационный потенциал сельских школ и школ, находящихся в условиях малого города, растет с каждым годом. Так, в октябре 2017 года был проведен I Съезд сельских учителей Иркутской области, на котором присутствовали 394 делегата из 32 сельских муниципальных образований Иркутской области. Состоялось профессиональное обсуждение и презентация проектов по темам "Информационные технологии в сельской школе", "Сопровождение профессионального самоопределения сельских школьников", "Развитие кадрового потенциала системы образования", "Сельская школа - социокультурный центр", "Сельская школа - территория развития". Педагоги участвуют в реализации региональных инновационных проектов в области информатизации.


Согласно проведенному ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области" исследованию ИКТ-компетентности педагогов, в котором приняли участие более 1 000 человек, практически 90% понимают и осознают важность образовательной политики в данном направлении. Кроме того, наблюдается тренд смещения задач, решаемых закупаемой цифровой и компьютерной техникой, от поддерживающих к активным.


Зеркалом проводимой педагогами работы и сопутствующими достижениями обучающихся являются конкурсы и фестивали. Так, в апреле 2018 года Институтом развития образования Иркутской области организована и проведена Неделя информатизации образования в партнерстве с компаниями-резидентами Сколково. Участие в данном мероприятии принимали педагоги, школьники, студенты, родители и представители крупных компаний-работодателей - в общей сложности более 500 человек. Результаты проведенных мероприятий показывают, что современные возможности цифрового мира способствуют активному взаимодействию и включению в образовательный процесс всех участников образовательных отношений.


Несмотря на формирование нового типа культуры педагога в современном мире, остается нерешенным вопрос обновления материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в условиях реализации основных образовательных программ, в частности по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", программ внеурочной деятельности. Так, в Иркутской области планируется создание 38 Центров, позволяющих аккумулировать материально-технологические решения, практику применения интерактивных образовательных технологий, принципы реализации метадеятельности обучающихся. Из них три Центра будут созданы на базе негосударственных образовательных организаций области, находящихся в ведомстве ОАО "РЖД". Данный выбор обусловлен партнерским взаимодействием министерства образования Иркутской области с негосударственным сектором системы образования, оказывающим образовательные услуги населению области.


Создание и функционирование Центров позволит решить проблему освоения предметных областей "Технология", "Информатика", "ОБЖ" и дополнительных общеобразовательных программ.


Усилением образовательного потенциала станет сетевое взаимодействие ОО малого города и села в условиях функционирования инновационной структуры с новыми образовательными и технологическими решениями.


Предполагаемые результаты:



Ожидается, что к 2024 году не менее чем в 150 школах, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профиля с охватом не менее 80 тыс. детей.

N п/п

Наименование индикатора/показателя

Минимальное значение начиная с 2019 года

Значение Иркутской области <1>

2019

2020

2021

1.

Численность детей, обучающихся по предметной области "Технология" на базе Центров (человек)

8 500

8 500

8 700

9 100

2.

Численность детей, обучающихся по предметной области "ОБЖ" на базе Центров (человек)

4 809

4 809

4 900

5 000

3.

Численность детей, обучающихся по предметной области "Информатика" на базе Центров (человек)

8 500

8 500

8 700

9 100

4.

Численность детей, занимающихся шахматами на постоянной основе на базе Центров (человек)

760

760

800

840

5.

Численность человек, ежемесячно использующих инфраструктуру Центров для дистанционного образования (человек)

3 800

3 800

4 000

4 200

6.

Численность человек, ежемесячно вовлеченных в программу социально-культурных компетенций (человек)

3 800

3 800

4 000

4 200

7.

Количество проведенных на площадке Центров социокультурных мероприятий (единиц)

190

190

200

210

8.

Повышение квалификации педагогов по предмету "Технология" (профмастерства) ежегодно (процентов)

100

100

100

100

9.

Повышение квалификации остальных сотрудников Центров ежегодно (процентов)

100

100

100

100


________________


<1> Значения показателей будут скорректированы после прохождения конкурсного отбора и определения объемов федерального финансирования на реализацию Мероприятия.