А. Проблематика и предполагаемые результаты.
В Иркутской области 35 из 42 муниципальных образований относятся к категории малого города или сельской местности, что составляет 83% от всей территории региона. Помимо этого, данные территории характеризуются протяженностью площади, невысоким уровнем жизни и отсутствием производственной инфраструктуры (рис. 1 - не приводится). Поэтому именно школа является средой созидающей, развивающей, местом становления гармонично развитой личности школьника в условиях трансформации социальной среды.
Несмотря на финансовые сложности в области обновления материально-технического оборудования, инновационный потенциал сельских школ и школ, находящихся в условиях малого города, растет с каждым годом. Так, в октябре 2017 года был проведен I Съезд сельских учителей Иркутской области, на котором присутствовали 394 делегата из 32 сельских муниципальных образований Иркутской области. Состоялось профессиональное обсуждение и презентация проектов по темам "Информационные технологии в сельской школе", "Сопровождение профессионального самоопределения сельских школьников", "Развитие кадрового потенциала системы образования", "Сельская школа - социокультурный центр", "Сельская школа - территория развития". Педагоги участвуют в реализации региональных инновационных проектов в области информатизации.
Согласно проведенному ГАУ ДПО "Институт развития образования Иркутской области" исследованию ИКТ-компетентности педагогов, в котором приняли участие более 1 000 человек, практически 90% понимают и осознают важность образовательной политики в данном направлении. Кроме того, наблюдается тренд смещения задач, решаемых закупаемой цифровой и компьютерной техникой, от поддерживающих к активным.
Зеркалом проводимой педагогами работы и сопутствующими достижениями обучающихся являются конкурсы и фестивали. Так, в апреле 2018 года Институтом развития образования Иркутской области организована и проведена Неделя информатизации образования в партнерстве с компаниями-резидентами Сколково. Участие в данном мероприятии принимали педагоги, школьники, студенты, родители и представители крупных компаний-работодателей - в общей сложности более 500 человек. Результаты проведенных мероприятий показывают, что современные возможности цифрового мира способствуют активному взаимодействию и включению в образовательный процесс всех участников образовательных отношений.
Несмотря на формирование нового типа культуры педагога в современном мире, остается нерешенным вопрос обновления материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в условиях реализации основных образовательных программ, в частности по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", программ внеурочной деятельности. Так, в Иркутской области планируется создание 38 Центров, позволяющих аккумулировать материально-технологические решения, практику применения интерактивных образовательных технологий, принципы реализации метадеятельности обучающихся. Из них три Центра будут созданы на базе негосударственных образовательных организаций области, находящихся в ведомстве ОАО "РЖД". Данный выбор обусловлен партнерским взаимодействием министерства образования Иркутской области с негосударственным сектором системы образования, оказывающим образовательные услуги населению области.
Создание и функционирование Центров позволит решить проблему освоения предметных областей "Технология", "Информатика", "ОБЖ" и дополнительных общеобразовательных программ.
Усилением образовательного потенциала станет сетевое взаимодействие ОО малого города и села в условиях функционирования инновационной структуры с новыми образовательными и технологическими решениями.
Предполагаемые результаты:
Ожидается, что к 2024 году не менее чем в 150 школах, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профиля с охватом не менее 80 тыс. детей.
N п/п | Наименование индикатора/показателя | Минимальное значение начиная с 2019 года | Значение Иркутской области <1> | ||
2019 | 2020 | 2021 | |||
1. | Численность детей, обучающихся по предметной области "Технология" на базе Центров (человек) | 8 500 | 8 500 | 8 700 | 9 100 |
2. | Численность детей, обучающихся по предметной области "ОБЖ" на базе Центров (человек) | 4 809 | 4 809 | 4 900 | 5 000 |
3. | Численность детей, обучающихся по предметной области "Информатика" на базе Центров (человек) | 8 500 | 8 500 | 8 700 | 9 100 |
4. | Численность детей, занимающихся шахматами на постоянной основе на базе Центров (человек) | 760 | 760 | 800 | 840 |
5. | Численность человек, ежемесячно использующих инфраструктуру Центров для дистанционного образования (человек) | 3 800 | 3 800 | 4 000 | 4 200 |
6. | Численность человек, ежемесячно вовлеченных в программу социально-культурных компетенций (человек) | 3 800 | 3 800 | 4 000 | 4 200 |
7. | Количество проведенных на площадке Центров социокультурных мероприятий (единиц) | 190 | 190 | 200 | 210 |
8. | Повышение квалификации педагогов по предмету "Технология" (профмастерства) ежегодно (процентов) | 100 | 100 | 100 | 100 |
9. | Повышение квалификации остальных сотрудников Центров ежегодно (процентов) | 100 | 100 | 100 | 100 |
________________
<1> Значения показателей будут скорректированы после прохождения конкурсного отбора и определения объемов федерального финансирования на реализацию Мероприятия.