Недействующий

Об утверждении государственной программы Иркутской области "Развитие юстиции и правовой среды" на 2019 - 2025 годы (с изменениями на 13 ноября 2023 года)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений.


Институт мировой юстиции на территории Иркутской области представлен 135 мировыми судьями. Мировые судьи рассматривают социально значимые категории дел, такие как: взыскание алиментов, денежных сумм в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, задолженности по кредитным обязательствам, по жилищно-коммунальным платежам, платежам в фонд капитального ремонта, по уплате транспортного налога, иных налогов и сборов и другие.


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.11.2022 N 887-пп)


Количество судебных дел, ежегодно поступающих на судебные участки мировых судей Иркутской области, возросло с 238,3 тысячи дел в 2012 году до 519,4 тысячи дел в 2017 году. Уровень нагрузки на мировых судей Иркутской области по итогам работы за 6 месяцев 2018 года составил 386,9 дела в месяц на одного мирового судью, что превышает средний показатель служебной нагрузки по Российской Федерации (308,2 дела в месяц) и средний показатель по Сибирскому федеральному округу (369,9 дела в месяц).


Рост количества дел, рассматриваемых мировыми судьями, свидетельствует о доступности правосудия и доверии граждан к правосудию.


В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности мировых судей (включая мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


Эффективное функционирование мировой юстиции на территории Иркутской области в том числе зависит от надлежащего организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.


Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания.


В апреле 2011 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние среди прочих следующие факторы: формирование высокого уровня правовой культуры населения, понятность законодательства, доступность и эффективность правосудия, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона.


В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения осуществляют функции по распространению знаний правового характера и правовому информированию граждан, в том числе путем распространения печатной продукции; размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иными способами.


Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в Иркутской области создано областное государственное казенное учреждение "Государственное юридическое бюро по Иркутской области", расположенное в г. Иркутске, с обособленными подразделениями в г. Черемхово, г. Усть-Куте, г. Нижнеудинске, г. Усть-Илимске, п. Усть-Ордынском.


Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ежегодно за оказанием государственной услуги по регистрации актов гражданского состояния и совершению юридически значимых действий в отделы, расположенные в городах и районах Иркутской области, обращается более 300 тысяч жителей Иркутской области. Архив службы записи актов гражданского состояния Иркутской области составляет 8,7 миллиона актовых записей. В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" служба записи актов гражданского состояния Иркутской области осуществляет перевод актовых записей в форму электронного документа для федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.


Настоящая программа предлагает комплекс мер, направленных на создание условий для осуществления полного и независимого правосудия, повышение уровня правового просвещения и социальной защищенности, обеспечение соблюдения прав и основных свобод человека на территории Иркутской области.