3.7.1. Экологическая экспертиза.
В связи с изменением Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства не подлежит государственной экологической экспертизе. В настоящее время оценка соответствия экологическим требованиям осуществляется в рамках государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации и проводится исключительно в рамках требований технических регламентов. Технические регламенты устанавливают минимально необходимый набор требований, обеспечивающих биологическую, химическую, радиационную безопасность, но не содержат положений по экологичному и энергоэффективному строительству. Это является основным фактором, исключающим внедрение передовых технологий при реконструкции и строительстве объектов капитального строительства.
Таким образом, необходима разработка законодательных инициатив, направленных на совершенствование федерального градостроительного законодательства, в том числе на повышение роли процедуры оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы не только на этапе проектирования, но и на предпроектных стадиях.
3.7.2. Государственный экологический надзор.
Принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и проводимая реформа контрольно-надзорной деятельности способствовали снижению нагрузки на бизнес, но возникла проблема бесконтрольности и безнаказанности предприятий, пренебрегающих требованиями природоохранного законодательства.
Реальными возможностями по выявлению и пресечению природоохранных нарушений сегодня обладают только органы прокуратуры.
В данных условиях необходима активизация деятельности, направленной на профилактику нарушений, мониторинг соблюдения природопользователями обязательных требований, повышение эффективности взаимодействия природоохранных органов и органов прокуратуры.
Кроме того, одной из приоритетных задач ДООСиП ЯО в сложившейся ситуации является создание механизма общественного экологического контроля с привлечением граждан и общественных организаций к проблеме охраны окружающей среды, с установлением соответствующего порядка осуществления контроля, предполагающего возможность фиксации правонарушения общественными инспекторами по охране природы. Данные меры позволят существенно повысить выявляемость нарушений природоохранного законодательства.
3.7.3. Возмещение ущерба окружающей среде.
Субъекты Российской Федерации в настоящий момент не обладают правом на разработку и принятие собственных методик возмещения ущерба окружающей среде. Между тем существующие методики возмещения ущерба окружающей среде, разработанные на федеральном уровне, недостаточно эффективны. В частности, до настоящего времени не утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха. Таким образом, за отсутствием должного правового регулирования вред, причиненный окружающей среде, не возмещается. Существующая в настоящее время методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, также требует существенной доработки. Так, указанная методика не предусматривает определение размера вреда, причиненного почвам в результате их нарушения (раскопка котлована) или иного ухудшения качества в результате водной и ветровой эрозии, подтопления, вторичного засоления, иссушения, уплотнения.
Несмотря на увеличение штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства, не теряет своей актуальности проблема понуждения виновных лиц к устранению выявленных нарушений. Это обусловлено в первую очередь несущественной административной ответственностью виновных лиц за неисполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функции. В большинстве случаев субъектам предпринимательства проще и выгоднее периодически платить несущественный штраф, чем выполнять природоохранные мероприятия.
Одним из путей решения данного вопроса является практика подготовки судебных исковых заявлений о возмещении вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.