Недействующий

Об утверждении Концепции развития логистического комплекса и оптовой торговли Свердловской области на период до 2035 года (утратил силу на основании приказа Минэкономики и терразвития СО от 06.05.2024 N 7-НПА)



ЛОГИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ


Торговля потребительскими товарами в России за последние десятилетия существенно трансформировалась. Пережив преобразования от стихийных рынков и магазинов шаговой доступности до цивилизованных форм торговли в виде супермаркетов и торговых центров, торговля потребительскими товарами стремительно наращивает сегмент интернет-торговли. Более того, самый "неприкосновенный" сегмент торговли продуктами питания, традиционно относимый к сегменту исключительно магазинных продаж, был освоен электронной торговлей и, по мнению экспертов, на сегодняшний день является одним из драйверов ее развития.


Согласно исследованиям, проведенным компанией DATAInsight, объем внутрироссийских онлайн-продаж вырос с 235 миллиардов рублей в 2011 году до 945 миллиардов рублей в 2017 году. Количество заказов растет на 22% ежегодно.


По данным Росстата, в Свердловской области доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в 2017 году составила 1,8 процента - а это в абсолютных цифрах более 19 миллиардов рублей.


Интернет-торговля как современная форма осуществления коммерческой деятельности отличается от привычных форм ведения бизнеса характером реализуемых коммерческих функций. Основные, вспомогательные и обеспечивающие функции (такие как продажа и маркетинг, информационное и финансовое сопровождение) перенесены в виртуальную форму. Фактически продвижение товаров, поиск контрагентов, подготовка и заключение сделки в интернет-торговле значительно снижают отдельные виды транзакционных издержек, характерные привычному для нас рынку, и экономят время, имеющее высокую ценность в современном мире. Интернет, таким образом, снижает барьеры для входа на рынок, повышает интенсивность конкуренции, расширяет географию рынков, так как место заказа не ограничено ничем, кроме непосредственно доступа к сети.


В то же время виртуальные операции не ликвидируют потребность в физических операциях, а зачастую усиливают их значимость, что смещает акценты в конкуренции между интернет-продавцами от коммерческих функций к технологическим, то есть в сторону логистики. При этом логистическая составляющая должна обеспечивать удовлетворение потребностей как в услугах магистральной доставки товаров, так и в логистических услугах последней мили. Это сразу открывает интернет-торговле огромный новый рынок сбыта и формирует целый комплекс электронных услуг, таких как услуги агрегации и комплектования в заказы товаров разных поставщиков и/или продавцов.


Достичь конкурентного преимущества среди компаний, которые делают примерно одно и то же, можно только предлагая потребителю уникальную структуру услуг. Именно логистическая деятельность, обеспечивающая интернет-торговлю, становится в современных реалиях источником конкурентного преимущества.


Современные способы организации логистики являются основой конкурентного преимущества, и, наконец, непрерывное и опережающее совершенствование организации логистики является способом поддержания установленного конкурентного преимущества.


Несмотря на увеличивающиеся темпы роста внутрироссийского рынка электронной торговли, стоит отметить, что по-прежнему существенную долю этого роста составляет трансграничная торговля. По данным Центрального банка Российской Федерации, объем товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах в 2017 году составил 8,9 млрд. долларов США. Это порядка 500 млрд. рублей (если среднегодовой курс принять за 55 рублей за доллар). Это в 1,8 раза больше, чем в 2016 году (4,9 миллиарда долларов США).


Вместе с тем необходимо понимать, что поток трансграничных электронных покупок в основном это поток грузов, перемещаемых с востока на запад в центральную часть России, в том числе по транспортно-логистической инфраструктуре, расположенной на территории Свердловской области. Этот факт дает ряд возможностей по трансформации региона в полноценный современный логистический хаб, осуществляющий не только транзит грузов, но и их переработку и перераспределение.