Логистика грузов или магистральная логистика обеспечивает движение товаров посредством транспортно-логистической инфраструктуры федерального, регионального и местного уровней.
Под транспортно-логистической инфраструктурой понимается технологический комплекс, предназначенный для организации передвижения, хранения и обработки товаров и складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, а также здания, сооружения, устройства и оборудования, обеспечивающие функционирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры, связанные железнодорожными и внутренними водными путями.
Совместно транспортная и логистическая инфраструктуры с опорой на рационализацию размещения логистических и производственных мощностей дают возможности повысить эффективность использования природных ресурсов, социально-экономического потенциала регионов, дают импульс развитию предпринимательства и расширяют возможности международного сотрудничества. Как следует из мирового опыта формирования логистической инфраструктуры, в развитых странах логистика дает 10 - 15% ВВП, в России - только 1,5 - 2%.
Неэффективность транспортно-логистической системы - это один из основных факторов, сдерживающих экономический рост регионов России. По экспертным оценкам стоимость перемещения грузов на одинаковое расстояние в России в 3 раза больше, чем в европейских странах при кратных временных затратах. Так, например, в Свердловской области накладные расходы в поставках продукции сельскохозяйственного назначения по оценке часто превышают 40%. Средние логистические расходы по данным европейских стран составляют 15%.
Объемы оптовой торговли Свердловской области, а это как показано на рисунке 1, почти 2 триллиона рублей, свидетельствуют о необходимости координации всех участников этого рынка и формирования эффективной логистической инфраструктуры на территории области.