3. Фонд оплаты труда
2017 год характеризовался стабильным развитием экономики города Твери. С ростом объемов промышленного производства расширился рынок сбыта продукции, улучшились показатели финансовой устойчивости и платежеспособности организаций. Снизилась напряженность на рынке труда за счет падения масштабов неполной занятости, сокращения численности работников организации и безработных граждан.
Экономические факторы создали предпосылки для повышения фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы. По официальным данным Тверьстата за 2017 год, при годовой инфляции в 3% зарплата работников крупных и средних предприятий на 6,4% до 36,1 тыс. рублей, что на 5 тыс. рублей выше среднего значения по Тверской области.
Уровень оплаты труда дифференцирован в зависимости от вида экономической деятельности, как в денежном выражении, так и по темпам роста. В некоторых случаях разница в номинальном размере получаемой заработной платы достигала двух и более раз.
Опережающими темпами росла зарплата работников гостиниц и предприятий общепита (на 24,6% к 2016 году), строительства (на 17,3%), обрабатывающих производств (на 10,9%), организаций по обеспечению деятельности в области информации и связи (на 8,4%), а также работников, занятых в сфере транспортировки и хранения продукции (на 7,7%).
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2012 - 2018 годах проводятся мероприятия по повышению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. | В результате в 2017 году увеличилась среднемесячная зарплата работников: - образования на 5,8% (27,0 тыс. рублей); - культуры, спорта, досуга и развлечений на 14,6% (27,9 тыс. рублей); - здравоохранения и социальных услуг на 6,6% (28,5 тыс. рублей). |
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних
предприятий города Твери по отдельны видам деятельности
в 2017 году
В рейтинге 16-ти областных центров ЦФО по размеру заработной платы работников крупных и средних предприятий за 2017 год город Тверь занял 5 место. Среди муниципальных образований Тверской области - 3 место после Удомельского и Кесовогорского районов.
Постепенно повышался уровень оплаты труда работников малого бизнеса. В 2017 году заработная плата работников составила 19,3 тыс. рублей, годом ранее - 18,4 тыс. рублей. Зарплата растет, но ее размер почти в 2 раза ниже аналогичного показателя на крупных и средних предприятиях города Твери.
Для оценки фонда заработной платы работников (далее - ФЗП), занятых в экономике, использовались сведения более 160 хозяйствующих субъектов города Твери и территориально обособленных подразделений, представленных к прогнозу. В августе 2017 года крупнейшие предприятия города Твери представили уточненные показатели, характеризующие перспективы развития на будущий период. ФЗП (по крупным, средним, малым/микро предприятиям) повысился за год на 7,1% до 58,3 млрд. рублей. Поступления НДФЛ в бюджет города Твери (по 15% ставке) составили 1,3 млрд. рублей, что на 7% больше 2016 года. Определяющим фактором роста поступлений НДФЛ в городской бюджет является ФЗП работников обрабатывающих предприятий города Твери - крупнейших налогоплательщиков города Твери и Тверской области. Практически каждый четвертый рубль суммарного ФЗП работников, занятых в экономике города Твери, сформирован обрабатывающими предприятиями. Подписание ОАО "Тверской вагоностроительный завод" договора о поставке в 2017 году на коммерческий рынок кузовов трамваев и увеличение объема заказов на поставку кузовов вагонов метро позволило увеличить численность трудового коллектива и повысить ФЗП. Позитивные сдвиги, направленные на рост заработной платы, отмечены и на других предприятиях-смежниках.
Оценка 2018 года и прогноз на 2019 - 2024 годы. В 1 полугодии 2018 года заработная плата работников крупных и средних предприятий продолжала нарастать. Если годом ранее зарплата выросла на 5,1%, то в 1 полугодии т.г. она увеличилась уже на 12,3% до 39,1 тыс. рублей. Наиболее высокие темпы роста заработной платы сохранялись в бюджетной сфере:
- образование (на 18% до 33,1 тыс. рублей);
- здравоохранение и социальные услуги (на 26,2% до 35,7 тыс. рублей);
- культура, спорт, досуг и развлечения (на 14,6% до 27,9 тыс. рублей).