Образование - один из ключевых факторов качества человеческого капитала, которым определяется и будет определяться конкурентоспособность области, его возможность реагирования на вызовы постиндустриальной эпохи.
Еврейской автономной области необходима такая система образования, которая позволит обеспечить формирование качественно нового типа личности - профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом.
Основными характеристиками системы образования к 2030 году должны стать:
- высокий стандарт качества общего, дополнительного и профессионального образования и высокая конкурентоспособность образовательных организаций и системы образования области, которая обеспечивается обновлением содержания образовательных программ, использованием современных технологий обучения и созданием условий обучения, соответствующих современным требованиям;
- высокий уровень образовательных результатов при эффективном использовании материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов системы образования;
- возможность получения образования человеком в течение всей жизни на основе выстроенных кооперационных связей между организациями общего, дополнительного и профессионального образования.
Состояние и перспективы развития системы образования Еврейской автономной области.
Дошкольное образование.
В области функционируют 83 образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования, в которых воспитываются 9556 детей в возрасте от 1 до 7 лет, в том числе 8124 человека - дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Общая потребность населения области в услугах дошкольного образования удовлетворена на 93,3 процента (в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - на 76 процентов).
Количество детей в возрасте от 0 до 3 лет, стоящих в очереди на получение места в дошкольные учреждения, составляет 2812 человек. Очередь для детей в возрасте от 3 до 7 лет ликвидирована.
Для обеспечения доступности дошкольного образования распространенной практикой в регионе стала организация открытия дополнительных дошкольных групп не только в детских садах, но и в других учреждениях системы образования. В области функционируют 44 дошкольные группы полного дня на базе 21 образовательного учреждения. В них воспитываются 547 детей.
Проблема повышения уровня доступности дошкольного образования решается также при помощи вариативных форм оказания таких услуг. В городе Биробиджане 7 предпринимателей оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (организованы 10 частных групп по уходу и присмотру). На базе детских садов открыты 27 консультативных пунктов для оказания психолого-педагогических консультаций родителям, чьи дети не посещают детские сады.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях области введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Особое внимание при переходе на федеральный стандарт дошкольного образования было уделено повышению квалификации и переподготовке педагогических работников дошкольных учреждений.