С момента зарождения и развития рыночных отношений в мире защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных социально-экономических проблем. Решение данной проблемы - это достижение баланса в отношениях между производителем, продавцом (исполнителем) и потребителем, способствующего развитию свободной конкуренции, и обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг.
Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав, отсутствие в Республике Татарстан системы всеохватывающего потребительского образования и просвещения.
Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовые спекуляции; наводнение потребительского рынка контрафактными и фальсифицированными товарами; низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности контролирующих и судебных органов и т.д. Особенно актуальными являются вопросы потребительской грамотности для людей старшего поколения, социально уязвимых групп населения, обладающих недостаточным опытом в условиях развития интернет-технологий, увеличения ассортимента инновационных товаров и услуг.
Следует отметить, что в настоящее время вопросами потребительского рынка на муниципальном уровне профессионально занимаются только отдельные органы местного самоуправления Республики Татарстан, а полномочия общественных объединений потребителей реализуются не в полной мере.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей в Республике Татарстан необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, в том числе внедрение программно-целевых методов, направленных на консолидацию усилий федеральных органов, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Приоритетным направлением Подпрограммы-6 является проведение активной разъяснительной работы с населением, которая позволит повысить уровень потребительской грамотности и реализации системы самозащиты потребителями своих прав. Кроме того, в целях снижения правонарушений на потребительском рынке и разрешения претензий потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение представителей хозяйствующих субъектов.
Другим стратегическим направлением Подпрограммы-6 является работа по стимулированию повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке Республики Татарстан.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления контрафактных, некачественных и опасных, в том числе фальсифицированных, товаров, работ и услуг, реализуемых на потребительском рынке Республики Татарстан, а также выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо проводить независимые потребительские экспертизы и сравнительные исследования товаров, работ и услуг.
Решение указанных задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходимо применение мер экономического, организационного и правового характера, направленных на охрану прав и законных интересов потребителя, на региональном уровне с учетом местных условий.