Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы способны локализовать лишь конкретную угрозу совершения террористического акта. Вместе с тем для радикального снижения угрозы терроризма необходимо разрушить систему воспроизводства его инфраструктуры, основу которой составляет идеология терроризма, ее вдохновители и носители, а также каналы распространения.
Основу для разработки и реализации Подпрограммы-3 составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также другие стратегии, концепции, основы, содержащие положения, направленные на гармонизацию межнациональных, межрелигиозных отношений и патриотическое воспитание молодежи.
В последние годы все большую актуальность для республики приобретает нарастающий процесс радикализации определенных слоев населения, в первую очередь исповедующих ислам, их вовлечения в деятельность запрещенных на территории Российской Федерации религиозных организаций и объединений, к числу которых относятся международная террористическая организация "Хизбут-Тахрир аль-Ислами", международные религиозные объединения "Таблиги-Джамаат" и "Ат-такфирваль-хиджра".
За последние годы правоохранительными органами Республики Татарстан учащаются случаи выявления экстремистских и вооруженных террористических групп. Несколько десятков жителей республики принимают участие в боевых действиях в составе террористических организаций на территории Сирии.
Необходимо отметить, что наметившаяся тенденция ухудшения обстановки в сфере противодействия терроризму и экстремизму может быть обусловлена:
увеличением степени угроз и рисков проявления актов экстремизма и терроризма в связи с активизацией на территории Российской Федерации деятельности международных террористических и экстремистских организаций;
недостаточностью информационно-пропагандистской работы среди населения;
проблемами в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, эффективной ориентации учащихся на формирование общегуманитарных ценностей, основанных на гражданственности и межнациональном согласии;
недостаточной компетентностью специалистов, отвечающих за профилактику, предупреждение и борьбу с терроризмом, экстремизмом.
Актуальность принятия мер антитеррористической и противоэкстремистской направленности возрастает в связи с проведением на территории Татарстана множества крупных международных мероприятий.
Распространение экстремистской идеологии обеспечивает ресурсную поддержку и приток новых членов в ряды террористических организаций. Задача снижения террористической угрозы напрямую связана с активным противодействием распространению экстремистской идеологии. Основной мишенью ее воздействия служат подростки и молодежь как наиболее пластичная и неустойчивая среда с точки зрения сформированности гражданской идентичности и правосознания.
Экстремизм - общая опасность, и победить его идеологию возможно лишь совместным скоординированным противодействием государственных и муниципальных институтов, научных и образовательных кругов, бизнес-сообщества, средств массовой информации и структур гражданского общества.
В 2017 году зарегистрировано 35 преступлений террористического характера и 35 - экстремистской направленности. Окончено предварительное расследование 29 уголовных дел, которые направлены в суд (22 - экстремистской направленности, 7 - террористического характера). Органами прокуратуры вынесено 185 предостережений (по линии экстремизма - 166, по линии терроризма - 19).
Приведенные выше обстоятельства обусловили необходимость разработки Подпрограммы-3 для решения сформулированных выше проблем системными методами.