Торговля является функциональным сектором экономики, тесно взаимоувязанным с другими отраслями и обеспечивающим продвижение товаров и услуг к потребителям. Эффективность торговли как системы и современного развитого бизнеса дает мультипликативный эффект для всей экономики, позволяя другим отраслям уменьшать издержки на маркетинг, логистику, продажи и, в конечном счете, снижать оптовые и розничные цены.
Современное состояние потребительского рынка в Магаданской области характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли.
В 2014 году:
- в оптовой и розничной торговле было занято 11,2 тыс. человек, что составляет 12,3% в общей численности занятых в экономике;
- доля малых предприятий розничной торговли в общем числе малых предприятий составила 14,3%, а оптовой торговли - 16,8%.
- среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий торговли составила 36 983,9 рублей, что на 0,6% больше показателя предыдущего года.
В розничном обороте торговли высокой - 99,6% остается доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), которая и дальше будет расти, т.к. действующие и находящиеся в стадии реконструкции рынки переводятся в торговые комплексы.
Высоким остается удельный вес в общем обороте розничной торговли субъектов малого предпринимательства - 81,0%. По сравнению с 2013 годом доля индивидуальных предпринимателей выросла на 5,3%, сократилась доля крупных и средних предприятий на 17% и малых предприятий - на 2,3%.
Объем физического оборота розничной торговли в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 5,5% и составил 26 289,0 млн рублей.
Оборот оптовой торговли за 2014 год составил 50 270,5 млн рублей.
На состояние потребительского рынка Магаданской области оказывает существенное влияние сложная транспортная схема доставки товаров в Магаданскую область, отсутствие железнодорожного сообщения, высокие затраты на транспортировку товаров авиационным транспортом. По-прежнему существует проблема звенности товарооборота с участием оптовых предприятий, находящихся в центральных районах страны и оптовыми предприятиями Магаданской области. Несмотря на расширение розничной сети актуальной остается проблема развития материально-технической базы оптовой торговли.
Складские площади сосредоточены на бывших государственных оптовых предприятиях, которые были построены в 1980-1990 гг. По своим строительным и технологическим решениям они не отвечают требованиям современной логистики, имеют высокую степень износа основных производственных фондов и ограниченный потенциал для интенсификации грузопотоков и роста объемов грузооборота, отличаются низкой механизацией погрузо-разгрузочных работ, что приводит к нерациональному использованию складских объемов и площадей, отсутствию комплексного сервиса и, как следствие, росту затрат по содержанию складских площадей, что отражается на оптовых ценах на продовольственные товары.
Большинство территорий муниципальных образований Магаданской области (далее также - городских округов Магаданской области), в силу малочисленности проживающего населения и отдаленности, остаются непривлекательными с экономической точки зрения для частного бизнеса и требуют дополнительных мер государственного стимулирования развития торговли.
Структура розничных каналов продаж меняется в сторону современных форматов торговли. В области активно ведется строительство как крупноформатных торгово-развлекательных центров, супермаркетов, так и магазинов "шаговой доступности" и предприятий с узкой специализацией.