(млрд рублей)
N п/п | Наименование показателя | 2015 год | 2020 год | 2025 год | 2030 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Доходы бюджета | 173,4 | 198,0 | 269,5 | 355,5 |
в т.ч. налоговые и неналоговые доходы | 143,3 | 195,1 | 267,5 | 353,6 | |
2 | Расходы бюджета | 191,7 | 200,4 | 246,3 | 304,0 |
в т.ч.: | |||||
2.1 | Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края | 186,5 | 178,4 | 219,2 | 270,6 |
2.2 | Непрограммные расходы | 5,2 | 21,9 | 27,1 | 33,4 |
3 | Дефицит/профицит | -18,3 | -2,4 | 23,2 | 51,5 |
4 | Гос. долг (на конец года) | 84,7 | 127,1 | 63,9 | 0 |
Достижение прогнозируемых параметров позволит обеспечить необходимый объем финансирования реализации Стратегии в части средств краевого бюджета.
При этом существуют как внешние, так и внутренние риски достижения прогнозируемых показателей инвестиционной активности и долгосрочного бюджетного прогноза. Внешние риски в значительной степени определяет экспортно-ориентированная структура экономики региона и обусловленная ею зависимость результатов хозяйственной деятельности предприятий и доходной части краевого бюджета от конъюнктуры сырьевых и финансовых рынков. К числу внешних для края относятся и риски, связанные с изменениями федерального законодательства, которые могут привести к снижению прогнозируемого объема инвестиций в основной капитал на территории края, а также доходов краевого бюджета. Таким образом, основные внешние риски включают:
развитие кризисных явлений в мировой экономике (колебания цен на нефть и другие сырьевые ресурсы, которые влияют не только на доходы экспортеров, но и на устойчивость бюджетного сектора, внутреннего спроса, а также позиции платежного баланса и обменного курса, падение мирового спроса на российские сырьевые товары, влияние мировых циклических кризисов и порождаемых ими волн конъюнктуры (подъемов и спадов) и, как следствие, сокращение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Красноярского края, увеличение инфляционных рисков, сокращение доступности и увеличение стоимости кредитных ресурсов;
изменение федерального законодательства, влияющего на параметры консолидированного бюджета края (новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета).
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза объема инвестиций в основной капитал и доходов бюджета и, в случае необходимости, разработки дополнительных мер, направленных как на стимулирование инвестиционной активности, так и на ограничение роста бюджетных расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов. Однако по мере преодоления структурных проблем, развития, диверсификации (с опережающими темпами роста несырьевого сектора), повышения конкурентоспособности экономики края и российской экономики в целом будет возрастать их устойчивость к колебаниям мировой экономики и конъюнктуры рынков сырья, снижаться внешние риски и ослабевать негативное влияние кризисов.
К числу основных внутренних рисков достижения прогнозируемых показателей инвестиционной активности и реализации бюджетного прогноза относятся:
демографические риски, связанные со снижением численности населения в трудоспособном возрасте. Возрастная структура населения Красноярского края с выраженной тенденцией старения становится основным сдерживающим фактором демографического развития, ограничивает потенциальные темпы роста экономики, а также отражается на росте потребности в расходах на здравоохранение и социальную поддержку населения;
экономические риски, такие как повышение прогнозируемого уровня инфляции, ухудшение условий для заимствований, сохранение структурных диспропорций, недостаточные темпы роста экономического развития, изменение инвестиционных планов хозяйствующих субъектов;
социальные риски, в числе которых большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией мер, сформулированных в указах Президента Российской Федерации. В случае замедления темпов экономического развития существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.
Минимизация внутренних рисков будет осуществляться за счет:
принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Красноярского края и повышение инвестиционной активности на территории края;
проведения системных реформ в отраслях бюджетной сферы и обеспечения кардинального повышения эффективности бюджетных расходов;
активного использования оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений, роста качества финансово-экономических обоснований в отношении принимаемых расходных обязательств и отдельных проектов.