Красноярский край - уникальный субъект Российской Федерации, с большим количеством муниципальных образований, существенно различающихся между собой по всем параметрам - численности населения, занимаемой площади и сложившейся системе расселения, природно-климатическим условиям и природным ресурсам, территориальной удаленности и транспортной доступности, потенциалу и уровню экономического развития, обеспеченности социальной инфраструктурой, уровню и качеству жизни населения.
Между тем провозглашаемая Стратегией цель обеспечения высокого качества жизни населения на базе эффективного развития экономики в равной степени стоит перед всеми территориями края. Любой житель края, вне зависимости от территории проживания, должен иметь возможность пользоваться всеми гарантированными государством социальными услугами, иметь возможность получения качественного образования и самореализации себя как личности, возможность трудоустройства, обеспечивающего достойный заработок, и проживания в экологически безопасных и комфортных условиях.
Для достижения стоящих целей социального и экономического развития края в предстоящие годы политика территориального развития будет направлена на стимулирование развития каждого муниципального образования края как составляющего единой социально-экономической системы региона.
С учетом потенциала роста экономической деятельности каждой территории будет проводиться стимулирующая инвестиционная и экономическая политика, создаваться необходимые социальные и инфраструктурные условия. При этом ключевая роль в развитии муниципальных образований отводится органам местного самоуправления, которые должны обеспечивать на своей территории реализацию общекраевой политики инвестиционного и экономического развития, создавая комфортную бизнес-среду и оказывая инвесторам различные виды муниципальной поддержки, а также инициировать инвестиционные предложения, отвечающие стратегическим интересам развития муниципального образования и края в целом.
Территории края существенно различаются по потенциалу развития экономики, крупные инвестиционные проекты, имеющие краевой и даже общефедеральный уровень значимости, могут быть реализованы в ограниченном числе территорий, имеющих к этому объективные предпосылки. Эти территории являются региональными точками роста, но они не автономны в своем развитии и, будучи составляющими единой экономической системы края, должны дать импульс развитию других территорий края.
Еще одним источником роста, стимулирующим экономическую активность соседних территорий, должны стать города края, прежде всего краевой центр - Красноярск, являющиеся наиболее крупными внутренними рынками сбыта.
Поэтому в предстоящие годы политика территориального развития будет направлена на усиление межмуниципального взаимодействия территорий-лидеров с соседними муниципальными образованиями.
Развитие межмуниципального взаимодействия будет осуществляться как путем развития хозяйственных связей территорий, привлечения в трудодефицитные территории-лидеры трудовых ресурсов соседних муниципалитетов, так и в направлении согласованного развития транспортной и энергетической инфраструктуры территорий, что позволит снизить затраты на инфраструктурное обеспечение их социально-экономического развития. Важным элементом межмуниципального взаимодействия станет согласованное развитие социальной сферы соседних территорий, расширение практики предоставления городами социальных услуг прилегающим сельским населенным пунктам, что будет способствовать оптимизации сети социальных учреждений и повышению качества услуг, получаемых населением.
Политика территориального развития, направленная на стимулирование инвестиционной активности, инфраструктурное и социальное развитие территорий, усиление межмуниципального взаимодействия позволит максимально полно использовать потенциал экономического роста территорий с учетом их специфики, распространить экономическую активность территорий-лидеров ко всем территориям и создать синергетический эффект, ускоряющий темпы социально-экономического развития муниципальных образований и повышающий качество жизни населения на всей территории края.
В предстоящие годы развитие краевой системы расселения будет осуществляться в условиях продолжающихся процессов урбанизации, роста численности и концентрации населения в городах края и, прежде всего, на территории Красноярской агломерации. Объективной основой процессов урбанизации является происходящий в сельском хозяйстве рост производительности труда.
В этих условиях с целью сохранения каркаса расселения края и определения приоритетов развития сельских территорий в рамках проводимой территориальной политики особые усилия будут направлены на поддержку и развитие агропромышленного и лесопромышленного комплексов края, обеспечивающих занятость в сельских территориях, а также на соответствующее комплексное социальное и инфраструктурное развитие этих территорий. Для повышения эффективности деятельности этих ключевых отраслей экономики сельских территорий необходимо создание в соответствующих территориях края производств по переработке производимых видов сельхозпродукции и заготавливаемого древесного сырья.
Особая территориальная политика в отношении развития северных районов края в предстоящие годы будет направлена, с одной стороны, на сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, развитие национальных поселков и опорных, ключевых для развития Арктики населенных пунктов, с другой стороны - на сокращение экономически избыточного некоренного населения путем переселения в территории с благоприятными климатическими условиями с использованием различных источников, включая частные, и механизмов финансирования.
С учетом географического положения, своеобразия природно-климатических условий, особенностей минерально-сырьевого потенциала, исторически сложившейся специализации, наличия устойчивых и интенсивных хозяйственных и социальных связей в составе края выделяются шесть крупных макрорайонов: Северный, Приангарский, Центральный, Западный, Восточный и Южный, перспективные направления развития которых рассмотрены ниже.
Помимо этого в соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2015 N 9-4112 "О стратегическом планировании в Красноярском крае", предусматривающим включение в состав Стратегии стратегических направлений социально-экономического развития административно-территориальных единиц с особым статусом, в приложении N 3 представлены основные направления социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, являющихся административно-территориальными единицами с особым статусом в составе края <24>.