Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года



9.3. Инновационная политика


Красноярский край - опорный регион России, способный интегрироваться в глобальные и, прежде всего, евроазиатские рынки не только за счет сырья и продуктов первых переделов, но и за счет производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. От того, насколько инновационными и высокодоходными будут новые отрасли специализации региона, зависит его способность сохранять устойчивый экономический рост, обеспечивать высокий уровень благосостояния и качества жизни населения. Единственным возможным способом достижения этого является переход экономики края на инновационную модель развития. В этой связи перед регионом стоит задача модернизации базовой экономической структуры и поиска тех областей конкурентоспособности, которые смогут постепенно заменить доминирующие сегодня функции добычи и переработки природных ресурсов и промышленного производства на отрасли современной "умной" экономики. Этот переход должна обеспечить инновационная система региона как среда, генерирующая и передающая в экономику новые знания и технологии.


В предстоящие годы в крае будет создана региональная инновационная система, которая объединит учреждения образования и науки, осуществляющие подготовку кадров, генерацию, распространение и использование новых знаний, и инфраструктурные элементы, способствующие технологическому, организационному, финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационной деятельности на разных стадиях инновационного цикла. При этом усилится взаимодействие и кооперация всех участников инновационного развития (университетов, исследовательских центров, производственных компаний, технологических предпринимателей, субъектов инновационной инфраструктуры), будут созданы сетевые сообщества развития, в том числе технологические и исследовательские консорциумы, объединяющие усилия, осуществляющие координацию проектов и формирование междисциплинарных (международных) коллективов исследователей и разработчиков технологий, будет сформирована сетевая инновационная инфраструктура.


Объединившая подготовку кадров, генерацию знаний, разработку и внедрение инноваций региональная инновационная система станет ядром роста новой экономики края.


Решая задачи инновационного преобразования региональной экономики, инновационная политика края будет ориентирована на поддержку и развитие трех ключевых направлений:


новое развитие традиционных промышленных отраслей: использование новых технологических решений и инновационных разработок для модернизации и повышения эффективности традиционных "старопромышленных" отраслей края - горно-металлургического, нефтегазового, топливно-энергетического, лесопромышленного, агропромышленного комплексов и других отраслей. При этом будут широко использованы цифровые технологии для геологоразведки, цифрового моделирования и проектирования оборудования, машин, производственных и бизнес-процессов, которые будут обеспечивать снижение издержек и повышение эффективности производств. Будут созданы новые способы обработки материалов, активно использованы нанотехнологии для производства новых материалов (катализаторы, устойчивые к внешним воздействиям материалы и др.). Институциональной формой для процессов модернизации в "старопромышленных" секторах будут региональные технологические платформы;


построение в крае экономики нового технологического уклада, инновационной экономики: дальнейшее закрепление пятого технологического уклада (в основе которого - лидерство информационных технологий, роботостроения, микроэлектроники) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а впоследствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий). С участием университетов, научных учреждений и компаний края будут реализованы межрегиональные и международные кооперационные проекты на основе технологических консорциумов, в том числе и в рамках Национальной технологической инициативы. В ходе конвергенции технологий и создания новых продуктов и материалов будут сформированы новые инновационные кластеры края, где за счет синергетического эффекта в процессе кластерной активации будет создана основа новой "умной" экономики края;


развитие на основе современных технологий ключевых инфраструктурных (транспорта, энергетики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства) и социальных (медицины, системы образования) отраслей.


Усилится взаимная связь и влияние между экономическим ростом и темпами инновационного развития края:


инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления;


экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, инвестирования в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.


В последние годы в Красноярском крае создан значительный задел для выполнения задачи технологической модернизации региональной экономики: развивается система высшего образования, создан Сибирский федеральный университет, укрепляется инфраструктура науки, ее кадровый потенциал, растет число молодых ученых, ведется формирование региональной инновационной системы первого поколения - первичных институтов и инфраструктур инновационной деятельности. Вместе с тем существует ряд проблем и ограничений, устранение которых необходимо для того, чтобы перейти к новой стадии инновационного развития края. К ним относятся:


низкая востребованность инноваций, связанная со структурой региональной экономики, в которой доминируют мощные промышленные компании, модернизация основных средств которых является крайне дорогостоящей и трудоемкой, к тому же в вопросах модернизации эти компании преимущественно ориентированы на собственные разработки крупных холдингов, производственными филиалами которых являются. На фоне мощных промышленных гигантов масштаб деятельности других субъектов региональной экономики относительно невелик, а их спрос на инновации ограничен;


низкая эффективность системы разработки и трансфера инноваций, связанная с отсутствием у краевых университетов и учреждений науки сильных позиций на глобальных рынках знаний и технологий, слабой ориентацией их научно-исследовательской деятельности на потребности региональных компаний, невозможностью прямого применения результатов проводимых ими работ и низкой эффективностью механизмов коммерциализации инноваций.


Целью инновационной политики Красноярского края является обеспечение развития региона как глобально конкурентоспособного центра промышленных инноваций, в структуре экономики которого высока доля высокотехнологичных отраслей, с развитой экономикой нового технологического уклада и сформированным сегментом региональной экономики в области Национальной технологической инициативы.