Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года



6.6. Восточный макрорайон


В состав макрорайона входит 11 муниципальных районов: Абанский, Дзержинский, Иланский, Ирбейский, Канский, Нижнеингашский, Партизанский, Рыбинский, Саянский, Тасеевский, Уярский - и города Бородино, Канск, ЗАТО г. Зеленогорск.


Восточный макрорайон является территорией с преимущественно индустриальным типом хозяйствования, 95% продукции производится промышленным комплексом макрорайона, 5% - сельским хозяйством. В отраслевой структуре промышленности ведущее место занимают представленные приблизительно в равной степени и формирующие более 85% промышленного производства отрасли: производство ядерных материалов на территории ЗАТО г. Зеленогорск, угледобыча, производство электроэнергии. От 3% до 5% приходится на остальные отрасли: пищевую промышленность, металлургию, деревообработку. В экономике макрорайона представлена также лесная отрасль, основными лесозаготовительными территориями являются Абанский, Канский, Иланский и Нижнеингашский районы.


Проблемы переходного периода и отсутствие у макрорайона значительных перспектив развития привели к тому, что численность постоянного населения в макрорайоне с 1990 года снизилась более чем на 20%. За эти годы незначительно (на 1%) увеличилась лишь численность населения в ЗАТО г. Зеленогорск.


На рынке труда макрорайона наиболее благоприятная ситуация отмечается в Рыбинском районе (уровень безработицы 0,4%) и г. Зеленогорске (1,1%), во всех других муниципальных образованиях безработица выше, чем в среднем по краю, и находится в пределах от 1,2% в Канске и Партизанском районе до 3,4% в Саянском районе.


Уровень доходов населения более высокий в городах макрорайона - Бородино, Зеленогорске, Канске и Рыбинском районе (порядка 60 - 70% от среднекраевого значения). В остальных районах края среднедушевые доходы населения составляют 40 - 55% от средних по краю.


К конкурентным преимуществам макрорайона относятся расположение его в зоне КАТЭКа, выгодное транспортное положение и соседство с активно развивающимися районами Нижнего Приангарья, которые формируют повышенный спрос на продукцию строительного и сельскохозяйственного комплексов, отдельные виды промышленной продукции и стимулируют усиление транспортно-логистических функций Восточного макрорайона, прежде всего города Канска. Стимулом к развитию восточных территорий с перспективой размещения здесь газоперерабатывающих и газохимических предприятий может стать прохождение по территории макрорайона газотранспортной инфраструктуры от месторождений Нижнего Приангарья и Эвенкии. В долгосрочной перспективе Канск может претендовать на создание здесь центра для развития газохимического производства.


В то же время конкуренция со стороны территорий края, имеющих сходные ресурсы - бурые угли западного крыла КАТЭКа, магнезиты, полиметаллы, лесные ресурсы Приангарья, создает риски в развитии макрорайона.


Направления экономического развития макрорайона связаны с модернизацией и расширением объемов выпуска продукции на существующих промышленных предприятиях, увеличением добычи угля с перспективой организации углепереработки (г. Бородино, Рыбинский, Партизанский, Саянский, Тасеевский, Ирбейский районы), развитием лесозаготовки и деревообработки, в том числе глубокой переработки древесины, на базе предприятий г. Канска, Ирбейского, Абанского, Дзержинского, Иланского, Нижнеингашского, Партизанского и Тасеевского районов.


Наиболее крупным и значимым для экономики макрорайона является проект создания на базе Кингашского месторождения в Саянском районе крупного центра федерального уровня по добыче и переработке медно-никелевых руд с последующим созданием металлургического производства в г. Зеленогорске.


В целом в предстоящие годы, имея высокий кадровый потенциал, незадействованные промышленные площадки и развитую инфраструктуру, Зеленогорск должен усилить свои позиции как центр высоких технологий в атомной промышленности и место размещения инновационных производств и технологий.


Природно-климатические условия Восточного макрорайона благоприятны для интенсивного развития производства сельскохозяйственной продукции (картофель, зерно, овощи, мясо-молочное животноводство и птицеводство), что в комплексе с развитием ее переработки позволит обеспечивать потребности в продуктах питания как собственного населения, так и населения прилегающих районов Нижнего Приангарья.


Учитывая особенности макрорайона, в развитии агросектора макрорайона в предстоящие годы значимую роль должны сыграть малые формы хозяйствования - фермерство, личные подсобные хозяйства, предприятия малого бизнеса и кооперативы. Таким образом близость индустриально развивающегося Нижнего Приангарья создает предпосылки к развитию в структуре малого бизнеса макрорайона предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства как наиболее перспективного направления деятельности.


В целом территориальная близость определяет целесообразность ориентации территорий Восточного макрорайона на выстраивание хозяйственных связей с активно развивающимися районами Нижнего Приангарья.


Стратегически значимыми инфраструктурными проектами макрорайона в ближайшие 15 лет будут модернизация проходящей по территории макрорайона железнодорожной линии Междуреченск - Абакан - Курагино - Тайшет с превращением ее в двухпутную, строительство обхода г. Канска автодорогой Р-255 "Сибирь", строительство автодороги, соединяющей существующую автодорожную сеть с Кингашским месторождением, создание газотранспортной инфраструктуры от месторождений Нижнего Приангарья и Эвенкии, способствующее газификации населенных пунктов макрорайона.