Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года



Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район


Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, расположенный за Полярным кругом в крайней северной части края, входит в состав Арктической зоны Российской Федерации и является административно-территориальной единицей с особым статусом.


Площадь муниципального района составляет 879,9 тыс. кв. км (37,2% территории края). На территории района расположены 27 населенных пунктов, в том числе город Дудинка, являющийся административным центром района, поселок городского типа Диксон и 25 сельских населенных пунктов.


По состоянию на 01.01.2016 численность постоянного населения района составляла около 32,9 тыс. человек, из них порядка трети (10,1 тыс. чел. по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года) составляют представители коренных малочисленных народов Севера - долганы, нганасаны, ненцы, эвенки и энцы. Около 20% коренного населения от общей численности коренных малочисленных народов Севера ведет кочевой образ жизни.


В структуре экономики Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района основную долю (56,3% в 2015 году) занимает промышленное производство. Основу промышленного комплекса в свою очередь формирует добыча полезных ископаемых, преимущественно углеводородного сырья (более 77% в общем объеме промышленного производства). Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в структуре промышленного производства занимает более 20%, доля обрабатывающих производств крайне незначительна - менее 2%.


Климатические особенности территории, точечный характер расселения, крайне низкая плотность населения, сосредоточение хозяйственной деятельности в изолированных очагах ресурсно-сырьевого освоения и традиционного природопользования обуславливают низкий уровень развития транспортной системы с преимущественной ролью воздушного и водного (речного и морского) видов транспорта. Территория муниципального района не объединена единой сухопутной транспортной сетью, также нет стабильных сухопутных связей с соседними регионами и районами края. В обеспечении нужд производства и обслуживания населения большое значение имеют сезонные виды транспорта: летом - водный транспорт (речные перевозки по Енисею и морские - по трассе Северного морского пути), зимой - автозимники.


Особенности географического положения, климатические условия, характер расселения и история освоения территории накладывают отпечаток на состояние жилищно-коммунального комплекса района, который характеризуется высоким износом жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, низким уровнем обеспеченности населения благоустроенным жильем, особенно в сельской местности.


Специфика района проявляется и в сфере предоставления социальных услуг. В силу значительной площади территории района, отсутствия наземного транспортного сообщения, недостаточно развитой социальной инфраструктуры сохраняется существенная дифференциация населения в уровне доступа к услугам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры. Особо остро проблема доступности социальных услуг стоит для жителей отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктов, а также представителей коренного населения, ведущих кочевой образ жизни.


Развитие экономики.


Долгосрочные перспективы экономического развития района связаны, в первую очередь, с освоением его уникальных минерально-сырьевых ресурсов.


Учитывая геологические предпосылки, географическое положение и инфраструктуру Таймырского района, а также конъюнктуру рынка минерального сырья, приоритетными к освоению на 10 - 15-летнем горизонте полезными ископаемыми на территории района являются углеводороды, каменный уголь, золото, в более отдаленной перспективе - технические алмазы.


В предстоящие годы продолжится освоение месторождений углеводородного сырья Ванкорского кластера, объединяющего месторождения Туруханского района (Лодочное, Тагульское месторождения) и Таймыра (Сузунское месторождение).


Помимо месторождений, тяготеющих к Ванкорскому кластеру, уже в среднесрочной перспективе начнется промышленное освоение крупных месторождений на правобережье р. Енисей, в его низовьях (Пайяхское, Северо-Пайяхское, Байкаловское).


Особенностью освоения открытых к настоящему времени нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений муниципального района является концентрация их на сравнительно небольшой территории вблизи портов Диксон, Дудинка и Игарка, на мощной транспортной артерии - реке Енисей, по которой возможна круглогодичная транспортировка углеводородного сырья на север по Северному морскому пути, а в летний период и на юг - к индустриально развитым районам края.


В рамках реализации этого варианта транспортировки углеводородов предусматривается строительство на правом берегу р. Енисей в районе мыса Таналау морского нефтяного терминала для отгрузки нефти и ее поставки в порты России и иностранных государств.