Материальное благосостояние является одним из ключевых элементов, определяющих качество жизни, его финансовой основой. По величине среднедушевых доходов населения и средней заработной платы Красноярский край - явный и устойчивый лидер среди регионов Сибирского федерального округа. Однако для успешной конкуренции за качественные человеческие ресурсы, особенно в сложных и неблагоприятных климатических условиях Сибири, уровень заработной платы населения в крае должен превосходить не только показатели территориально близких сибирских регионов, но и привлекательных для миграции и проживания центральных и южных регионов страны. Между тем на сегодняшний день, находясь в десятке лидеров по производству ВРП на душу населения, в масштабах страны край занимает лишь 28-е место по уровню доходов и 14-е - по заработной плате населения. Такая ситуация снижает привлекательность края для проживания и стимулирует миграционный отток, прежде всего наиболее квалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов и молодежи.
Ситуация усугубляется высокой, до 15 раз <12>, степенью дифференциации населения по уровню доходов и заработной плате. В последние годы политика федерального центра и действия органов власти края по повышению заработной платы работников бюджетной сферы позволили снизить дифференциацию населения по доходам. Сегодня заработная плата в бюджетной сфере края составляет 85% от средней по краю. Тем не менее в крае сохраняются значительные межотраслевые и межсекторные различия в оплате труда. В крае традиционно высокая заработная плата в большинстве отраслей реального сектора экономики: базовых и высокотехнологичных отраслях промышленности, строительстве, транспорте и связи, а также в сфере финансов, государственного управления. Тогда как заработная плата в отраслях, обеспечивающих массовую занятость (агропромышленный и лесопромышленный комплексы), а также в сферах, непосредственно работающих на формирование и развитие человеческого потенциала: в образовании, здравоохранении, культуре и других отраслях, предоставляющих социальные услуги, составляет от 50 до 80% от средней зарплаты по краю.
________________
<12> Коэффициент фондов (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню дохода 10% самых бедных граждан) в 2014 году по краю составил 15,1 раза; соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников в 2015 году - 14,8 раза.
Таким образом, в вопросах уровня жизни населения основными проблемами края являются уязвимые конкурентные позиции региона по уровню оплаты труда, который не соответствует условиям проживания в Сибири и вкладу края в экономику страны, и сохраняющаяся значительная дифференциация населения по доходам и заработной плате.
Неуклонный рост материального благосостояния населения края при снижении дифференциации по доходам является одной из основных целей региональной социальной политики.
В предстоящие годы ее достижение будет обеспечено реализацией следующих приоритетных направлений:
увеличение средней заработной платы в реальном секторе экономики на основе развития и изменения структуры производственного сектора, сопровождающегося ростом производительности труда и созданием высокооплачиваемых рабочих мест;
абсолютный и относительный рост заработной платы работников бюджетной сферы;
сокращение неформальной занятости за счет развития рынка труда, системы профессионального обучения и переобучения, создания благоприятных условий для деятельности зарегистрированного малого и среднего бизнеса, повышения правовой культуры населения;
закрепление в крае населения с уровнем благосостояния и стилем жизни среднего класса путем создания благоприятной социокультурной среды, удовлетворяющей самым высоким требованиям к качеству жизни;
повышение доходов трудоспособных малообеспеченных граждан, получающих социальную поддержку, за счет перевода их на самообеспечение в результате получения профессиональных навыков, переобучения, трудоустройства через службу занятости, участия в общественных работах;
профилактика маргинализации социально уязвимых групп населения.
В перспективе до 2030 года развитие экономики края, повышение производительности труда, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, а также реализация приоритетных направлений региональной социальной политики в части повышения заработной платы в бюджетной сфере и внедрения новых, в том числе стимулирующих посильную трудовую занятость, подходов к социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, обеспечат рост доходов населения края. К 2030 году реальные денежные доходы населения края по сравнению с текущим уровнем увеличатся на 20 - 30%, снизится расслоение по уровню доходов, в структуре населения увеличится представительство среднего класса, что является характерной чертой развитого и стабильного общества.