Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, социальных услуг, перечни мер социальной поддержки и социальных услуг, а также условия их предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В городе действует трехуровневая система социальной защиты населения, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.
Действующая система социальной поддержки и социального обслуживания граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг;
безусловная гарантированность исполнения принятых государством, Красноярским краем и городом Красноярском обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, социальных услуг, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.
Субъектами взаимоотношений системы социальной защиты населения в городе являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;
главное управление социальной защиты населения администрации города и управления социальной защиты населения администраций районов в городе - органы, выполняющие отдельные государственные полномочия по приему от граждан документов и заявлений о назначении мер социальной поддержки, ведению базы данных получателей мер социальной поддержки, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки и социальной помощи, организации социального обслуживания граждан в соответствии с законами края, принятию решений о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (об отказе в социальном обслуживании), уведомлению граждан о принятом решении, формированию и ведению регистра получателей социальных услуг; полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;
муниципальные бюджетные учреждения социального обслуживания, выполняющие отдельные государственные полномочия по социальному обслуживанию граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания: прием, регистрация заявлений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг, составление и пересмотр индивидуальных программ предоставления социальных услуг, организация предоставления социальных услуг гражданам в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах, организация социального сопровождения граждан;
межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи населению в соответствии со своими учредительными документами;
благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
Потребность граждан в мерах социальной поддержки, социальных услугах формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих: