(с изменениями на 24 декабря 2019 года)
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 30.05.2019 N 344, от 04.09.2019 N 609, от 10.10.2019 N 742, от 24.12.2019 N 976)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 26.07.2018 N 291-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов", руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов согласно приложению.
2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.
Глава города
С.В.ЕРЕМИН
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2019 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 - 2021 ГОДОВ
(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 30.05.2019 N 344, от 04.09.2019 N 609, от 10.10.2019 N 742, от 24.12.2019 N 976)
Наименование муниципальной программы | "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | главное управление социальной защиты населения администрации города (далее - Главное управление) |
"Соисполнители Программы | департамент градостроительства администрации города (далее - департамент градостроительства); управление учета и реализации жилищной политики администрации города (далее - управление учета и реализации жилищной политики); департамент социального развития администрации города (далее - департамент социального развития)"; |
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 24.12.2019 N 976) | |
Структура Программы, перечень подпрограмм | Программа состоит из: подпрограммы 1 "Обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан"; подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" |
Цели Программы | 1) повышение эффективности социальной поддержки граждан города; 2) повышение качества и доступности социального обслуживания граждан |
Задачи Программы | для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: 1) назначение мер социальной поддержки, предоставление государственных и дополнительных мер социальной поддержки и организация мероприятий, направленных на повышение благополучия отдельных категорий граждан; 2) повышение эффективности социального обслуживания граждан; 3) привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению |
Сроки реализации Программы | 2019 - 2021 годы |
Целевые индикаторы | удельный вес граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки, от общего числа граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и обратившихся за их получением, сохранится на уровне 100%, в том числе по годам: 2019 год - 100%; 2020 год - 100%; 2021 год - 100%; количество обоснованных жалоб на сроки и качество предоставления мер социальной поддержки от общего количества поступающих обращений сохранится на уровне полного отсутствия обоснованных жалоб, в том числе по годам: 2019 год - 0 ед.; 2020 год - 0 ед.; 2021 год - 0 ед.; доля граждан, получивших социальные услуги в муниципальных учреждениях социального обслуживания, в общем числе граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, сохранится на уровне 80,0%, в том числе по годам: 2019 год - 80,0%; 2020 год - 80,0%; 2021 год - 80,0%; уровень удовлетворенности получателей социальных услуг оказанными социальными услугами повысится с 94,0% в 2018 году до 95,0% в 2021 году, в том числе по годам: 2019 год - 94,0%; 2020 год - 94,0%; 2021 год - 95,0% |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2019 - 2021 годы - 4724024,66 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1620407,52 тыс. рублей; 2020 год - 1551808,57 тыс. рублей; 2021 год - 1551808,57 тыс. рублей; средства федерального бюджета: 2019 год - 7872,96 тыс. рублей; 2020 год - 0,00 тыс. рублей; 2021 год - 0,00 тыс. рублей; средства краевого бюджета: 2019 год - 1369495,93 тыс. рублей; 2020 год - 1326212,40 тыс. рублей; 2021 год - 1326212,40 тыс. рублей; средства городского бюджета: 2019 год - 243038,63 тыс. рублей; 2020 год - 225596,17 тыс. рублей; 2021 год - 225596,17 тыс. рублей; в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан" - 4022476,66 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 1361345,00 тыс. рублей; 2020 год - 1330565,83 тыс. рублей; 2021 год - 1330565,83 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан" - 701548,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2019 год - 259062,52 тыс. рублей; 2020 год - 221242,74 тыс. рублей; 2021 год - 221242,74 тыс. рублей |
(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 10.10.2019 N 742) |
Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, социальных услуг, перечни мер социальной поддержки и социальных услуг, а также условия их предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В городе действует трехуровневая система социальной защиты населения, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.
Действующая система социальной поддержки и социального обслуживания граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:
заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг;
безусловная гарантированность исполнения принятых государством, Красноярским краем и городом Красноярском обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, социальных услуг, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.
Субъектами взаимоотношений системы социальной защиты населения в городе являются:
граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;
главное управление социальной защиты населения администрации города и управления социальной защиты населения администраций районов в городе - органы, выполняющие отдельные государственные полномочия по приему от граждан документов и заявлений о назначении мер социальной поддержки, ведению базы данных получателей мер социальной поддержки, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки и социальной помощи, организации социального обслуживания граждан в соответствии с законами края, принятию решений о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (об отказе в социальном обслуживании), уведомлению граждан о принятом решении, формированию и ведению регистра получателей социальных услуг; полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;
муниципальные бюджетные учреждения социального обслуживания, выполняющие отдельные государственные полномочия по социальному обслуживанию граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания: прием, регистрация заявлений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг, составление и пересмотр индивидуальных программ предоставления социальных услуг, организация предоставления социальных услуг гражданам в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах, организация социального сопровождения граждан;
межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи населению в соответствии со своими учредительными документами;
благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
Потребность граждан в мерах социальной поддержки, социальных услугах формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих:
общецивилизационный, международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, наркомания) и экологических факторов (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);
национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры), социально-психологических (трудовая мотивация) и иных факторов;
региональный характер в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития социальной инфраструктуры;
локальный характер - связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.
Назначение мер социальной поддержки, предоставление дополнительных мер социальной поддержки носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в органы социальной защиты населения или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Назначение мер социальной поддержки, предоставление дополнительных мер социальной поддержки дифференцируется с учетом особенностей категории получателей, в том числе:
профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются выборным должностным лицам местного самоуправления в городе Красноярске, лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Красноярске, в связи с особыми условиями осуществления профессиональной деятельности;
категориальный подход, при котором дополнительные меры социальной поддержки гражданам предоставляются:
а) в связи с трудной жизненной ситуацией - инвалидностью, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другими причинами;
б) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - поддержка старшего поколения, стимулирование рождаемости (семьи с детьми, в т.ч. многодетные).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан могут быть наделены органы местного самоуправления. Законами Красноярского края органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, срок наделения полномочиями не ограничен.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, переданных на муниципальный уровень, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, которое в форме субвенций передается бюджетам муниципальных образований.
Красноярск - современный, динамично развивающийся город. По численности постоянно проживающего населения с 2012 года Красноярск официально включен в список городов-миллионников.
По данным социального паспорта города (формируется в информационной системе "Адресная социальная помощь"), по состоянию на 01.09.2018 численность населения составляет 1090811 человек; 378859 человек состоят на учете в органах социальной защиты населения и являются постоянными получателями мер социальной поддержки. Из числа проживающих в городе Красноярске: 226347 - пенсионеры по возрасту; 59130 - граждане, имеющие инвалидность, старше 18 лет; 151674 - дети в возрасте от 0 до 18 лет (из них: 77259 детей из семей, состоящих на учете в органах социальной защиты и имеющих право на адресную социальную помощь, 3382 - дети-инвалиды, 28000 - дети из многодетных семей, 21050 - дети из неполных семей); 60388 - граждане, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума.
За период с 01.01.2012 по 01.09.2018 отмечается увеличение численности детей в возрасте до 18 лет, прирост численности детей составил 22,16% (по состоянию на 01.01.2012 - 124165 человек, на 01.09.2018 - 151674 человека). Особенно отмечается увеличение численности детей в многодетных семьях - более чем в 2,5 раза (по состоянию на 01.01.2012 - 3201 семья, на 01.09.2018 - 8717 семей).
Вместе с тем в демографическом составе населения города преобладают граждане старшего поколения. За период с 01.01.2012 по 01.09.2018 прослеживается четкая тенденция к увеличению численности пенсионеров по возрасту - на 17,2% (по состоянию на 01.01.2012 - 193132 человека, на 01.09.2018 - 226347 человек), увеличению численности граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки, - на 12,7% (по состоянию на 01.01.2012 - 214594 человека, на 01.09.2018 - 241859 человек).
Актуальными вопросами в области социальной защиты населения города является усиление социальной защищенности граждан старшего поколения, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми.
Характерными чертами жизни граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет является неудовлетворительное состояние здоровья, низкое материальное обеспечение, недостаток общения. Значительная часть граждан данной категории в современных социально-экономических условиях испытывает собственную уязвимость, социальную невостребованность. Данные обстоятельства обуславливают необходимость принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, граждан, имеющих инвалидность, развитие их собственных ресурсов, включение их в трудовую деятельность, рост социальной активности и создание условий для их активного участия в жизни современного общества.
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами, - малообеспеченность, отсутствие навыков самостоятельно преодолевать трудную жизненную ситуацию, дефицит общения. Как следствие, в семьях с детьми наблюдается психологический дискомфорт, агрессия, социальное неблагополучие, потребность в получении помощи.