В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В.Путина от 6 марта 2018 года по итогам совещания по вопросу развития среднего профессионального образования (г. Екатеринбург), развитие системы СПО, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров является одним из ключевых, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан.
Развитие цифровой экономики и формирование новых направлений роста на стыке существующих отраслей, расширение потребности работодателей в кадрах, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве - это общемировые тенденции, определяющие глобальный контекст развития системы профессионального образования.
Структурная трансформация мирового рынка труда, которая характеризуется высокой скоростью технологических и социальных изменений, значительно повышает риск образования дефицита кадров и компетенций по важнейшим направлениям трудовой деятельности. Происходящие изменения вносят дисбаланс на региональных рынках труда и, вместе с тем, требуют адаптации системы профессионального образования под развитие новых компетенций.
В силу стратегической значимости системы СПО на федеральном и региональном уровнях, в последние годы в Иркутской области были успешно реализованы проекты и инициативы, ориентированные на минимизацию кадрового дефицита и обеспечение соответствия компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) текущим и перспективным требованиям работодателей.
Основной проблемой в сфере занятости населения Иркутской области является дисбаланс спроса и предложения рабочей силы <1>.
________________
<1> Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года http://irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/project2030/
В структуре потребности в кадрах по уровням образования наибольшую долю составляют работники со средним профессиональным образованием (65,8% от общей потребности). Доля работников с высшим образованием составляет 24,6%. Потребность в работниках без предъявления требований к образованию - 5,3%. Замыкают список работники, прошедшие профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, - 4,3%. Вместе с тем только 41% граждан, зарегистрированных в органах занятости, имеют рабочие профессии <2>.
________________
<2> Прогноз кадровых потребностей экономики Иркутской области на основе потребностей инвесторов и прогноза социально-экономического развития региона http://www.irkzan.ru/home/razvitiekadrovogopotentciala/prognpotrkadr1.aspx
Ключевой задачей профессионального образования Иркутской области, обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года, является обеспечение соответствия уровня подготовки выпускников требованиям производственной и социальной сферы.
Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена ведется в 83 профессиональных образовательных организациях по 92 специальностям, 49 профессиям среднего профессионального образования, 260 основным программам профессионального обучения.
В целях учета потребности регионального рынка в квалифицированных кадрах осуществляется взаимодействие профессиональных образовательных организаций с предприятиями, организациями Иркутской области, местными органами власти по согласованию направлений и объемов подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих, специалистов среднего звена. Система профессионального образования ориентируется на востребованные на рынке труда профессии и специальности, обозначенные в Перечне 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей в Иркутской области: 39 направлений подготовки кадров, включенных в ТОП - 50, реализуется в профессиональных образовательных организациях Иркутской области, по 22 востребованным профессиям увеличен контингент обучающихся.
Основные приоритеты в развитии профессионального образования в Иркутской области - в усилении вклада системы среднего профессионального образования в экономическое, социальное и культурное развитие региона, в том числе за счет: