Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы Иркутской области "Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи" на 2019 - 2024 годы



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку.


На современном этапе в образовательных организациях всех уровней, типов, видов и подчиненности все более острой становится потребность актуализировать деятельность, ориентированную на поддержку детей, создание безопасной образовательной среды, основанной на гуманистических подходах, на формирование ценностей здорового образа жизни и предупреждение отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Внедрение в образовательную среду инновационных социально-педагогических и психологических технологий, обеспечивающих достижение выше поставленных целей, способствует социализации образовательного процесса, направленного на развитие социально-ориентированной личности, успешности выпускников на рынке труда, повышению престижа образовательной организации.


Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Вместе с тем продолжается сокращение численности детского населения, за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей.


Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, особую озабоченность вызывает суицид и покушение на суицид со стороны несовершеннолетних, а также жестокое обращение с детьми, информационная агрессия.


Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.


Новая школа - это школа для всех. В ней будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников.


Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.


Актуальность программы обусловлена необходимостью изменения жизненной ситуации людей с инвалидностью, вовлечение их в жизнь и создание условий достойного существования.


В настоящее время условия жизни инвалидов Иркутской области не соответствуют современным нормам жизни человека в обществе. В большинстве из них люди с особыми нуждами не только лишены качественных услуг и развития потенциальных возможностей к самостоятельной жизни, они лишены возможности удовлетворять основные человеческие потребности, в том числе на образование: дошкольное, школьное и профессиональное, а впоследствии реализации прав на работу и достойное существование в социуме.


Контингент обучающихся в Иркутской области из числа детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает 15 673 ребенка. Для обучения детей с ОВЗ в Иркутской области функционирует система специального (коррекционного) образования, которая развивается в двух направлениях: дифференциация и инклюзивное обучение. Дифференцированная сеть включает в себя 37 государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ. Число обучающихся в этих учреждениях составляет 4 590 человек. Сформировано 425 классов-комплектов.


В муниципальных общеобразовательных организациях области дети с ОВЗ обучаются в интегрированной форме в специальных (коррекционных) классах. Данная категория детей обучается по адаптированным основным общеобразовательным программам, и составляет 4 668 человек. Дети с ОВЗ обучаются и в форме инклюзивного обучения: 6 415 несовершеннолетних с ОВЗ получают образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе 152 ребенка с нарушениями зрения, 94 - с нарушениями слуха, 605 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 27 - с нарушениями речи, 3 131 - с умственной отсталостью, 2 406 - с задержкой психического развития.


Домашней формой обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам охвачено 1 277 детей с ограниченными возможностями здоровья.


Проблема социального сиротства для Иркутской области остается крайне актуальной.


В 2017 году общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства 17 343 человека, это меньше на 3997 человек в сравнении с 2012 годом.