Действующий

Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы"



I. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл


Государственная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегических целей социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышение уровня жизни населения и усиление государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.


Защиту прав потребителей на территории Республики Марий Эл обеспечивают: Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, органы местного самоуправления. Кроме того, учитывая важность участия в рамках системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, реализующих полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, связанных с реализацией, обеспечением и защитой прав потребителей, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 июля 2012 г. N 259 создан Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Республике Марий Эл (далее - Координационный совет).


В состав Координационного совета входят представители органов исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и хозяйствующих субъектов.


Координационный совет является постоянно действующим совещательным и координационным органом, созданным с целью организации взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и хозяйствующими субъектами по обеспечению реализации и защиты прав потребителей в Республике Марий Эл.


Решением Координационного совета от 3 октября 2016 г. разработан и реализуется план действий по усилению мер защиты прав потребителей на территории Республики Марий Эл на 2017 - 2019 годы, в рамках которого не только объединяются усилия всех заинтересованных органов и организаций по вопросам защиты прав потребителей, но и целенаправленно решаются региональные аспекты и проблемные вопросы в данной сфере.


На территории Республики Марий Эл расположены 3 городских округа и 14 муниципальных районов.


В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" администрации 9 муниципальных образований имеют структурные подразделения, осуществляющие полномочия в сфере защиты прав потребителей. В двух муниципальных районах обязанности по защите прав потребителей возложены на заместителей глав районных администраций. В администрациях 5 муниципальных образований исполнение обязанностей по защите прав потребителей возложено на специалистов отделов. В администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" работа по защите прав потребителей осуществляется по отраслевому признаку специалистами подразделений администрации. В 3 муниципальных районах (Волжский, Советский и Юринский) работают уполномоченные по защите прав потребителей в 17 сельских поселениях. В Медведевском муниципальном районе обязанность проведения консультаций населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на заместителей глав администраций сельских и городских поселений.


По итогам реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" (далее - программа) ожидается повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.


Одна из самых показательных тенденций последних лет - это продолжающийся рост обращений граждан в Республике Марий Эл. По итогам 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было рассмотрено 1146 обращений по вопросам защиты прав потребителей (в 2016 году - 1063 обращения, 2015 году - 832 обращения). Основная доля жалоб приходится на нарушения прав потребителей на оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества - 72,5 процента (в 2016 году - 65,5 процента), на нарушения при продаже товаров промышленной группы - 19,6 процента (в 2016 году - 23,6 процента), при продаже товаров продовольственных групп - 7,9 процента (в 2016 году - 10,9 процента).


При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было проведено 334 проверки. По результатам проверок выдано 303 предписания о прекращении выявленных нарушений, вынесено 575 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, выявлено 1285 правонарушений норм законодательства в области защиты прав потребителей. Число выявленных нарушений в расчете на одну проверку составляет 5,0 (в 2016 году - 3,6).


В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл даны заключения в судах по 63 делам в сфере защиты прав потребителей (в 2016 году - по 70 делам), из них удовлетворено 57 исковых требований (в 2016 году - 66 исковых требований). Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в целях предоставления заключения по делу составил 91 процент (в 2016 году - 94,3 процента).


Анализ поступивших обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей показал, что основная доля указанных обращений приходится на городской округ "Город Йошкар-Ола". Такая ситуация лишний раз доказывает, что жители отдаленных районов недостаточно осведомлены о своих правах и механизме их реализации. В связи с тем, что в основном органы исполнительной власти Республики Марий Эл, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей, сконцентрированы в городском округе "Город Йошкар-Ола" и иных крупных населенных пунктах республики, на местах возникает недостаток квалифицированных кадров, готовых оказать содействие в сфере защиты прав потребителей. Следовательно, существует необходимость расширить сеть консультационного сопровождения граждан республики по вопросам защиты прав потребителей.


Особое социальное значение имеет также защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан: пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции.


Приоритетным направлением программы является проведение превентивных мероприятий с населением, которые позволят повысить уровень потребительской грамотности и самозащиту гражданами своих прав. Кроме того, в целях снижения количества правонарушений на потребительском рынке и удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение основам законодательства в сфере защиты прав потребителей представителей хозяйствующих субъектов.