В соответствии со статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Дравниеце И.Р.
Председатель Правительства
Республики Марий Эл
А.ЕВСТИФЕЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2018 - 2022 ГОДЫ"
Ответственный исполнитель программы | - | Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл |
Соисполнители программы | - | отсутствуют |
Участники программы | - | Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство социального развития Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); общественные объединения потребителей в Республике Марий Эл (их ассоциации, союзы) (далее - общественные объединения) (по согласованию) |
Цель программы | - | развитие системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями |
Задачи программы | - | обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественных товаров (работ, услуг); повышение уровня правовой грамотности населения; повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения; создание эффективной системы оперативного обмена информацией в системе обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров (работ, услуг); систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл; повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Республики Марий Эл (далее - хозяйствующие субъекты); содействие органам местного самоуправления, общественным объединениям в решении задач по защите прав потребителей; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг) |
Показатели (целевые индикаторы) программы | - | количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей; количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
Сроки реализации программы | - | 2018 - 2022 годы без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение программы | - | финансовое обеспечение региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации программы | - | развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Республике Марий Эл для оказания населению бесплатной консультационной помощи; формирование сбалансированной системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; снижение количества нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров (работ, услуг) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей; повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений в сфере защиты прав потребителей; поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего, оказывающего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги) |
Государственная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегических целей социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышение уровня жизни населения и усиление государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Защиту прав потребителей на территории Республики Марий Эл обеспечивают: Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, органы местного самоуправления. Кроме того, учитывая важность участия в рамках системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, реализующих полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, связанных с реализацией, обеспечением и защитой прав потребителей, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 июля 2012 г. N 259 создан Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Республике Марий Эл (далее - Координационный совет).
В состав Координационного совета входят представители органов исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и хозяйствующих субъектов.
Координационный совет является постоянно действующим совещательным и координационным органом, созданным с целью организации взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и хозяйствующими субъектами по обеспечению реализации и защиты прав потребителей в Республике Марий Эл.
Решением Координационного совета от 3 октября 2016 г. разработан и реализуется план действий по усилению мер защиты прав потребителей на территории Республики Марий Эл на 2017 - 2019 годы, в рамках которого не только объединяются усилия всех заинтересованных органов и организаций по вопросам защиты прав потребителей, но и целенаправленно решаются региональные аспекты и проблемные вопросы в данной сфере.
На территории Республики Марий Эл расположены 3 городских округа и 14 муниципальных районов.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" администрации 9 муниципальных образований имеют структурные подразделения, осуществляющие полномочия в сфере защиты прав потребителей. В двух муниципальных районах обязанности по защите прав потребителей возложены на заместителей глав районных администраций. В администрациях 5 муниципальных образований исполнение обязанностей по защите прав потребителей возложено на специалистов отделов. В администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" работа по защите прав потребителей осуществляется по отраслевому признаку специалистами подразделений администрации. В 3 муниципальных районах (Волжский, Советский и Юринский) работают уполномоченные по защите прав потребителей в 17 сельских поселениях. В Медведевском муниципальном районе обязанность проведения консультаций населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на заместителей глав администраций сельских и городских поселений.
По итогам реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" (далее - программа) ожидается повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.
Одна из самых показательных тенденций последних лет - это продолжающийся рост обращений граждан в Республике Марий Эл. По итогам 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было рассмотрено 1146 обращений по вопросам защиты прав потребителей (в 2016 году - 1063 обращения, 2015 году - 832 обращения). Основная доля жалоб приходится на нарушения прав потребителей на оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества - 72,5 процента (в 2016 году - 65,5 процента), на нарушения при продаже товаров промышленной группы - 19,6 процента (в 2016 году - 23,6 процента), при продаже товаров продовольственных групп - 7,9 процента (в 2016 году - 10,9 процента).
При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было проведено 334 проверки. По результатам проверок выдано 303 предписания о прекращении выявленных нарушений, вынесено 575 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, выявлено 1285 правонарушений норм законодательства в области защиты прав потребителей. Число выявленных нарушений в расчете на одну проверку составляет 5,0 (в 2016 году - 3,6).
В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл даны заключения в судах по 63 делам в сфере защиты прав потребителей (в 2016 году - по 70 делам), из них удовлетворено 57 исковых требований (в 2016 году - 66 исковых требований). Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в целях предоставления заключения по делу составил 91 процент (в 2016 году - 94,3 процента).
Анализ поступивших обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей показал, что основная доля указанных обращений приходится на городской округ "Город Йошкар-Ола". Такая ситуация лишний раз доказывает, что жители отдаленных районов недостаточно осведомлены о своих правах и механизме их реализации. В связи с тем, что в основном органы исполнительной власти Республики Марий Эл, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей, сконцентрированы в городском округе "Город Йошкар-Ола" и иных крупных населенных пунктах республики, на местах возникает недостаток квалифицированных кадров, готовых оказать содействие в сфере защиты прав потребителей. Следовательно, существует необходимость расширить сеть консультационного сопровождения граждан республики по вопросам защиты прав потребителей.
Особое социальное значение имеет также защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан: пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приоритетным направлением программы является проведение превентивных мероприятий с населением, которые позволят повысить уровень потребительской грамотности и самозащиту гражданами своих прав. Кроме того, в целях снижения количества правонарушений на потребительском рынке и удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение основам законодательства в сфере защиты прав потребителей представителей хозяйствующих субъектов.
Немаловажной частью программы является гарантия соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции в целях обеспечения полноценного питания, профилактики заболеваний, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, стимулирования развития производства и оборота на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей.
Цель программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.
Задачами, направленными на достижение поставленной цели, являются:
обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественных товаров (работ, услуг);
повышение уровня правовой грамотности населения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в системе обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров (работ, услуг);
систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов;
содействие органам местного самоуправления, общественным объединениям в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг).
Показателями (целевыми индикаторами) достижения цели и решения задач являются:
количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей Республики Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл;
количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей;
количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл;
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. человек населения Республики Марий Эл;
удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции).
Сведения о показателях (целевых индикаторах) региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" отражены в приложении N 1 к программе.
Ожидаемые результаты реализации программы:
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи;