Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, тенденций социально-экономического развития Республики Тыва за 2017 год и ожидаемых итогов за 2018 год.
При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в государственных программах Республики Тыва.
Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года разработан в двух вариантах.
Базовый сценарий (вариант 1) характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает активную государственную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением инвестиционной активности. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 1,9 процента. Сценарный вариант 1 (базовый) прогноза рекомендован для разработки параметров республиканского бюджета Республики Тыва.
Целевой сценарий (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов. При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 2,3 процента.
В рамках проектного управления будут реализованы приоритетные проекты по основным направлениям стратегического развития, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, дорожного хозяйства и цифровой экономики.
К 2024 году целевыми ориентирами достижения основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва в рамках реализации государственных программ Республики Тыва и привлечения частных инвестиций в экономику республики должны являться:
макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;
повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;
рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций;
создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей.
Инфляция. До конца текущего года прогнозируется постепенное повышение инфляции (до 3,4 процента в декабре 2018 года). Основными факторами ускорения роста цен станут ослабление курса рубля в России и ускорение роста цен на продовольственные товары (за исключением плодоовощной продукции), что является следствием удорожания кормов для животных на фоне невысоких прогнозов урожая зерновых.
Повышение ставки НДС с 1 января 2019 г. с 18 процентов до 20 процентов затронет около 75 процентов товаров и услуг, используемых для расчета индекса потребительских цен, а совокупный эффект составит 1,3 процента от потребительских расходов. С одной стороны, часть этого эффекта абсорбируется за счет маржи производителей и продавцов. С другой стороны, за повышением цен на отдельные категории товаров последует рост инфляционных ожиданий. В этих условиях с учетом проведения Банком России умеренно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 года составит 4,3 процента по России, по Республике Тыва - 4 процента, что в целом является в соответствии от целевого ориентира Банка России - 4 процента. По мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция опустится ниже 4 процентов. Прогноз инфляции на конец 2020 года составляет 3,8 процента. В дальнейшем инфляция будет сохраняться на уровне целевого ориентира не более 4 процентов по России, по Республике Тыва - 3,8 процента.
Экономический рост. В структуре валового регионального продукта Республики Тыва основными видами экономической деятельности являются: образование - 12,9 процента, здравоохранение - 12,7 процента, строительство - 7,8 процента, промышленное производство - 10 процентов, оптовая и розничная торговля - 10,3 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 8,2 процента, транспорт и связь - 2,3 процента.