Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2018 года N 535


О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РТ от 31.10.2019 N 519.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года.


2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".


3. Признать утратившим силу с 1 января 2019 г. постановление Правительства Республики Тыва от 31 октября 2017 г. N 488 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.НАТСАК



Одобрен
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 31 октября 2018 г. N 535



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2019 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА



1. Ожидаемые итоги социально-экономического развития Республики Тыва за 2018 год


Реальный сектор экономики. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе увеличится с 28711,8 млн. рублей в 2017 году до 29286 млн. рублей в 2018 году, в сопоставимых ценах - на 2,6 процента. Определяющее влияние на динамику развития промышленного комплекса оказывает развитие добывающей отрасли, которая является ключевой отраслью экономики региона. По итогам 2018 года добыча угля в Республике Тыва составит более 1,7 млн. тонн, с ростом к уровню 2017 года на 112 тыс. тонн. В отрасли добычи полезных ископаемых в первом 2017 году индекс производства сложился на уровне 109,9 процента (по России - 101 процент), за первое полугодие 2018 года 105 процентов (по России - 101,9 процента), что позволяет сделать вывод о положительной динамике роста отрасли в последние годы и о перспективности, несмотря на кризисные явления.


За 2018 год объем инвестиций в основной капитал оценивается в размере 9,5 млрд. рублей, в том числе 5,9 млрд. рублей внебюджетных средств. Снижение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования наблюдается с 2014 года. В среднем на одного жителя республики приходилось инвестиционных вложений за 5 лет 37,5 тыс. рублей, что составляет в 3,7 раза ниже среднероссийского. Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают инвестиции добывающих производств (38 процентов), при этом наблюдается снижение доли обрабатывающих производств с 3,7 до 1,2 процента, что говорит об усилении сырьевой специализации экономики республики и снижении доли выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью.


Анализ структуры инвестиций и ее динамики за последние 5 - 6 лет позволяет сделать вывод, что освоение инвестиционных вложений по видам деятельности республики не вполне соответствуют задачам ее перспективного развития. Для реализации стратегических целей развития необходимо достичь значительного роста доли инвестиций в обрабатывающие производства, а также роста удельного веса сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, в том числе жилищного.


Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличится с 5714,8 млрд. рублей в 2017 году до 6,250 млрд. рублей в 2018 году и возрастет в сопоставимых ценах на 1,1 процента. Поголовье мелкого рогатого скота в республике на конец 2018 года оценивается в 1 миллион 144 тыс. голов.


Сельское хозяйство республики представляют 42 тыс. личных подсобных хозяйств, на них приходится 76 процентов поголовья крупного рогатого скота, овец и коз - 47,3 процента; 1650 юридических лиц, в том числе: 1133 главы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 517 сельскохозяйственных организаций. В отрасли растениеводства общая посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай 2018 года по предварительным данным составила 38,3 тыс. гектаров, что на 11,3 процента больше, чем в 2017 году. Посевы зерновых и зернобобовых культур увеличились по сравнению с предыдущим годом на 29,9 процента, овощей открытого грунта - уменьшились на 17,2 процента, картофеля - уменьшились на 24,1 процента. Производство зерна ожидается в объеме 12,4 тыс. тонн, валовой сбор картофеля - 30,6 тыс. тонн, овощей - 3,2 тыс. тонн.


Жилищное строительство, темпы ввода жилья осуществляются более чем на 80% за счет индивидуального жилищного строительства. Общая площадь жилых помещений на начало 2018 года составила 4481,8 тыс. кв. м, приходящаяся в среднем на одного жителя 13,5 кв. м при среднероссийском значении 24,6 кв. м.


План 2018 года по жилищному строительству составляет 106 тыс. кв. м, в том числе многоквартирные дома общей площадью 43,7 тыс. кв. м - по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, 6,435 тыс. кв. м - по программе обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также в муниципальных образованиях по программам обеспечению жильем детей-сирот - 1,386 тыс. кв. м, и устойчивое развитие сельских территорий - 3,977 тыс. кв. м, по программе переселения граждан из аварийного жилья - 43,7 тыс. кв. м, из них за первое полугодие 2018 года построены 10 домов общей площадью 17,3 тыс. кв. метров. В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений" государственной программы Республики Тыва "Социальная защита семьи и детей" за 2013 - 2018 годы" по республике планируется ввести 138 помещений общей площадью 4554 кв. м, в том числе в 15 муниципальных образованиях и в г. Ак-Довураке - по 66 кв. м; Кызылском кожууне - 198 кв. м; Улуг-Хемском кожууне - 132 кв. м, г. Кызыле - 3168 кв. м - 96 помещений по ул. Иркутской. Кроме того, в г. Кызыле планируется ввести в эксплуатацию 48 помещений - 1584 кв. м по программе 2017 года (ул. Иркутская) и 51 помещение - 1683 кв. м по программе 2016 г. по ул. Каа-Хем, 90 (а, б, в).


Уровень жизни населения. Среднемесячная заработная плата работников за 2018 год оценивается в размере 34200 руб., с ростом к уровню предыдущего года на 9,4 процента. Наряду с ростом оплаты труда ожидается рост размера дохода в среднем на душу населения: за 2018 год показатель оценивается в размере 13980 руб., что на 2,1 процента выше уровня 2017 года (13693 руб.). Реальные располагаемые денежные доходы населения ожидаются на уровне 97 процентов (за 2017 год - 92,8 процента).


Для улучшения качества жизни населения в республике реализуется проект "Шаги к благополучию". В рамках проекта планируется принять все меры для улучшения динамики социально значимых показателей, характеризующих уровень жизни граждан республики:


- долю бедного населения Республики Тыва планируется снизить с 41,5 процента в 2017 году до 38 процентов в 2018 году;


- планируется легализовать трудовую деятельность 5226 человек (в 2017 году - 4792 чел.).


Росту доходов граждан до конца 2018 года будет способствовать доведение размера оплаты труда до размера МРОТ (21210 руб.), индексация на 4 процента должностных окладов малооплачиваемых категорий работников, а также повышение ставок заработной платы работников бюджетных учреждений.


Демография. В 2018 году ожидается естественный прирост населения до 12,0 на 1000 чел. населения против 13,2 в 2017 году (снижение на 9,1 процента). Снижение динамики естественного прироста объясняется сокращением коэффициента рождаемости населения. Однако, коэффициент смертности в 2 раза ниже показателя рождаемости, что позволяет войти Туве в тройку лидирующих регионов по естественному приросту населения.


На 2018 год коэффициент рождаемости по республике составит 20,6 на 1000 чел. населения, со снижением к уровню 2017 года на 5,5 процента. Объективной причиной снижения рождаемости является уменьшение количества женщин активного детородного возраста. На уровне Правительства Республики Тыва разработан и утвержден Межведомственный план мероприятий по повышению рождаемости. Запланированы мероприятия по социально-экономической поддержке молодых семей, имеющих детей, трудоустройству и переобучению членов семей, имеющих детей раннего возраста, снижению абортов и организации службы медико-социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


Коэффициент смертности на 2018 год ожидается в размере 8,6 на 1000 чел. населения со снижением к уровню 2017 года на 1,2 процента. Основными причинами смертности в республике остаются болезни системы кровообращения - 38 процентов от всех случаев, несчастные случаи, отравления и травмы - 23,3 процента, новообразования - 14,8 процента, болезни органов пищеварения - 6,7 процента, туберкулез - 5,3 процента, болезни органов дыхания - 3,7 процента.


Снижение смертности населения является одним из индикаторов реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", а также Указа от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". С целью сдерживания роста смертности населения, а также увеличения продолжительности жизни в республике реализуется проект "Пути к долголетию". В республике организована трехуровневая схема оказания медицинской помощи больным с болезнями системы кровообращения от первичного звена до специализированного регионального сосудистого центра. Организована деятельность первичного сосудистого отделения на базе ГБУЗ Республики Тыва "Барун-Хемчикский ММЦ" для населения 6 западных кожуунов. Внедрен этап ранней медицинской реабилитации, действует реабилитационное отделение на базе Республиканской больницы N 1 для больных с острым коронарным синдромом и инсультами.


С целью улучшения онкологической ситуации, совершенствования диагностики злокачественных опухолей на ранних стадиях на территории республики реализуется приоритетный проект "Движение против рака".


В плане приоритетного проекта по направлению "Проведение мероприятий по формированию физической активности" запланирована организация и проведение мероприятий по двигательной активности занятого в экономике населения на дворовых и спортивных площадках. Работа по внедрению скандинавской ходьбы проводится в 8 медицинских организациях республики с охватом 1380 человек.


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, которая напрямую связана с уровнем смертности, имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2017 году продолжительность жизни составила 66,3 года с увеличением к 2016 году на 2,1 года. На 2018 год ожидается рост до 67,1 года. Росту продолжительности жизни будут способствовать проводимые мероприятия, направленные на обеспечение доступности качественной и эффективной медицинской помощи всем категориям граждан, снижение уровня заболеваемости и смертности, формирование навыков здорового образа жизни у всех категорий населения.


Рынок труда. По предварительной оценке за 2018 год общая численность безработных составит 23,0 тыс. человек со снижением к уровню предыдущего года на 0,4 процента (2017 г. - 23,1 тыс. чел.). Уровень общей безработицы составит 18,2 процента против 18,3 процента в 2017 году.


На регистрируемом рынке труда республики ожидается следующая динамика: общая численность безработных, зарегистрированных в органах занятости, в среднем за 2018 год составит 5100 чел. против 5230 чел. со снижением на 1,9 процента. Уровень регистрируемой безработицы оценивается в размере 3,8 процента и останется на уровне предыдущего года.


Для снижения напряженности на рынке труда в течение года организованы общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, в том числе трудоустройство на временные работы несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые, трудоустройство после профессионального обучения. В рамках поддержки самозанятости в конкурсном отборе бизнес-планов и заявок на возмещение работодателям расходов на создание рабочих мест подано 64 заявки, из которых отобран 31 бизнес-план, в том числе 6 проектов из числа жителей малых сел.


Всего на временных и общественных работах до конца 2018 года будут охвачены 6159 безработных, что на 24,2 процента выше уровня 2017 года, включая несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Видами временных работ являлись благоустройство населенных пунктов, посадка рассады овощей для пришкольного участка, ремонт школьного инвентаря, помощь участникам ВОВ. На постоянные рабочие места будут трудоустроены 4052 человека. Профессиональное обучение пройдут 595 безработных граждан на курсах: фермер, охранник, машинист бульдозера, штукатур-маляр, парикмахер. Проведено во всех кожуунах и городах 223 ярмарки вакансий.



2. Общая характеристика прогноза социально-экономического развития Республики Тыва


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, тенденций социально-экономического развития Республики Тыва за 2017 год и ожидаемых итогов за 2018 год.


При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в государственных программах Республики Тыва.


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2019 год и плановый период до 2024 года разработан в двух вариантах.


Базовый сценарий (вариант 1) характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает активную государственную политику, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением инвестиционной активности. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 1,9 процента. Сценарный вариант 1 (базовый) прогноза рекомендован для разработки параметров республиканского бюджета Республики Тыва.


Целевой сценарий (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов. При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 2,3 процента.


В рамках проектного управления будут реализованы приоритетные проекты по основным направлениям стратегического развития, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, дорожного хозяйства и цифровой экономики.


К 2024 году целевыми ориентирами достижения основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва в рамках реализации государственных программ Республики Тыва и привлечения частных инвестиций в экономику республики должны являться:


макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости в долгосрочной перспективе, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;


повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;


рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций;


создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей.


Инфляция. До конца текущего года прогнозируется постепенное повышение инфляции (до 3,4 процента в декабре 2018 года). Основными факторами ускорения роста цен станут ослабление курса рубля в России и ускорение роста цен на продовольственные товары (за исключением плодоовощной продукции), что является следствием удорожания кормов для животных на фоне невысоких прогнозов урожая зерновых.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»