Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на период до 2024 года


6. Торговля и услуги населению


В 2017 году оборот розничной торговли составил 492,4 млрд. рублей, или 97,5 процента в сопоставимых ценах к уровню 2016 года.


В 2018 году оборот розничной торговли оценивается в 520,7 млрд. рублей, что составит 104,4 процента к уровню 2017 года в сопоставимых ценах.


С учетом предполагаемых темпов роста заработных плат в реальном выражении, восстановления покупательской способности в прогнозируемом периоде будет наблюдаться восстановление и ускорение оборота розничной торговли (2019 год - 100 процентов, 100,1 процента и 100,2 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году по консервативному, базовому и целевому вариантам соответственно, 2020 год - 100,5 процента, 100,6 процента и 100,7 процента соответственно, 2021 год - 100,9 процента, 101,1 процента и 101,3 процента соответственно, 2022 год - 101,4 процента, 101,6 процента и 101,8 процента соответственно, 2023 год - 101,9 процента, 102,1 процента и 102,3 процента соответственно, 2024 год - 102,4 процента, 102,6 процента и 102,8 процента соответственно).


Товарная насыщенность рынка будет носить устойчивый характер, платежеспособный спрос населения на важнейшие продукты питания и товары первой необходимости будет удовлетворяться в полной мере. Компании, работающие в потребительской сфере, и в дальнейшем будут оптимизировать свой ассортимент в соответствии со спросом населения. Решающим критерием выбора покупателя останется цена товара.


Продолжатся преобразования, направленные на совершенствование организации торгового процесса и распространение прогрессивных форм торговли. Ключевым трендом ближайших лет станет уверенный рост доли интернет-торговли в общем обороте непродовольственной розницы. Население все больше будет предпочитать покупать в интернет-магазинах. Трансграничная интернет-торговля продолжит опережать по темпам роста локальный рынок.


Предполагается также активный рост интереса предпринимателей к франчайзингу как к эффективной бизнес-модели ведения предпринимательской деятельности.


Продолжится тенденция развития мультиформатных розничных сетей, особое внимание покупателей будет уделяться магазинам-дискаунтерам и магазинам "у дома", поскольку покупатели все чаще будут отдавать предпочтение данным форматам, избегая гипермаркеты и супермаркеты. Поддержание стабильности обеспечения населения российскими и местными продовольственными и непродовольственными товарами обеспечит развитие многоформатной торговли, в первую очередь малых и средних форматов торговли, ярмарочной и мобильной торговли.


В 2017 году объем платных услуг населению составил 151,2 млрд. рублей (101,7 процента в сопоставимых ценах к уровню 2016 года). В 2018 году ожидается объем 165,4 млрд. рублей (104,4 процента в сопоставимых ценах к уровню 2017 года).


В 2019 году прогнозируется небольшой рост объема платных услуг в сопоставимых ценах к предыдущему году (2019 год - 101,4 процента, 102,3 процента и 102,6 процента по консервативному, базовому и целевому вариантам, 2020 год - 101,9 процента, 102,8 процента и 103,1 процента соответственно, 2021 год - 102,4 процента, 103,3 процента и 103,6 процента соответственно, 2022 год - 102,9 процента, 103,8 процента и 104,1 процента соответственно, 2023 год - 103,4 процента, 104,3 процента и 104,6 процента соответственно, 2024 год - 103,9 процента, 104,8 процента и 105,1 процента соответственно).


В целом структура платных услуг останется достаточно устойчивой и будет сформирована прежде всего за счет услуг обязательного характера (жилищно-коммунальные, бытовые, услуги связи, транспортные). Данные услуги имеют социальную значимость, массовый спрос и являются традиционными видами услуг, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения.


На развитие рынка платных услуг в перспективе будут оказывать влияние факторы как рыночного, так и нерыночного характера. В качестве рыночных факторов можно рассматривать увеличение количества видов платных образовательных, медицинских услуг населению, развитие таких услуг рыночного характера, как услуги рекламы, правового характера и ряда других видов, развитие малого и индивидуального предпринимательства. К нерыночным факторам динамики услуг можно отнести механизм регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий и отдельных отраслей (услуги жилищно-коммунального хозяйства, услуги пассажирского транспорта), порождающий монополизм производителей этих видов услуг, значительные расходы государства, выделяемые на социальную сферу, что отражается на динамике объемов услуг.