В сфере дошкольного образования Амурской области услуги предоставляют 315 дошкольных образовательных учреждений (2006 год - 333, 2010 год - 315) разных форм собственности. При 28 общеобразовательных учреждениях в качестве структурных подразделений созданы группы полного дня. Здесь работают 10,9 тыс. человек, или 30,5% от общего числа работников отрасли.
За последние годы численность детей, охваченных дошкольным образованием, возросла на 19,2% (с 32694 человек в 2008 году до 39223 - в 2012 году). Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием повысился с 54,4% в 2006 году до 56,7% (среднероссийский показатель - 63,7%) в 2012 году, в возрасте от 5 до 7 лет - достиг 100%. В ряде муниципальных образований полностью ликвидированы очереди на устройство детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения.
По показателю охвата детей дошкольным образованием Амурская область соответствует средним значениям по Дальневосточному федеральному округу.
В 2008 - 2012 годах осуществлялось введение дополнительных мест за счет строительства новых зданий, реконструкции ранее перепрофилированных помещений детских садов, возвращения зданий, ранее используемых не по назначению, открытия групп полного дня пребывания детей дошкольного возраста при общеобразовательных учреждениях, привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию групп присмотра и ухода, организации групп семейного типа. Если в 2008 году было введено 625 мест, то в 2011 году данный показатель вырос в 3,7 раза и составил 2295 мест.
С целью внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед руководителями дошкольных образовательных учреждений и органами управления образованием области ставятся задачи по повышению профессионального уровня педагогических работников данных учреждений.
Общеобразовательную деятельность в области на 1 января 2013 года осуществляли 378 дневных общеобразовательных учреждений (2010 год - 402 ед.), в том числе 375 - государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, 3 - негосударственные. Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений составляло 7 единиц (2010 год - 8 ед.).
Отмечается увеличение численности обучающихся общеобразовательных учреждений (2012 год - 93916 учащихся, 2011 год - 90554 учащихся, 2010 год - 90210 учащихся, 2005 год - 103500 учащихся).
В системе общего образования трудится 8243 педагогических работника. Общеобразовательную подготовку учеников осуществляют 7663 учителя.
Сеть образовательных учреждений оптимизируется через интеграцию дошкольных и общеобразовательных учреждений, открытие групп полного дня пребывания детей дошкольного возраста в школах (в 2011 году - 23 группы на 423 ребенка, в 2012 году - 33 группы на 566 детей). Малочисленные начальные или основные общеобразовательные школы преобразуются в филиалы общеобразовательных учреждений основного или среднего (полного) общего образования (в 2011 году - 8, в 2012 году - 8).
На основании предварительной экспертной оценки и с учетом потребности населения в образовательных услугах проводятся реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, а также реорганизация общеобразовательных учреждений среднего общего образования с контингентом обучающихся 100 и менее человек в общеобразовательные учреждения основного общего образования (в 2011 году - 3, в 2012 году - 4).
Совершенствуются структура и содержание общего образования. Проведены мероприятия по обеспечению готовности системы образования области к внедрению новых ФГОС, начато их введение.
Существенно обновлена инфраструктура общего образования. Только в 2012 году школы области получили 130 специализированных кабинетов, 520 автоматизированных рабочих мест учителя, 48 мобильных компьютерных классов. Показатель обеспеченности компьютерным оборудованием увеличился на 33% и составил 9 учащихся на 1 компьютер. В 2011 году выполнен ремонт в зданиях 37 общеобразовательных учреждений, введены в эксплуатацию 4 школы. В 2012 году проведен капитальный ремонт еще в 34 зданиях общеобразовательных учреждений.
Обеспечивается транспортная доступность качественных образовательных услуг учащимся, проживающим в сельской местности, за счет обновления парка школьных автобусов (в 2011 году приобретено 11 единиц, в 2012 году - 51).
Апробируются новые варианты организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, в том числе в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений.