Действующий

О долговой политике Астраханской области на 2019 - 2021 годы (с изменениями на 19 декабря 2019 года)



Таблица 2



Структура долга Астраханской области и расходы на обслуживание долга Астраханской области в 2017 - 2018 годах и на среднесрочную перспективу до 2021 года



млн рублей

Вид долгового обязательства

Период

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Кредиты кредитных организаций

12539,5

7748,0

3796,5

3796,5

3796,5

Бюджетные кредиты из федерального бюджета

15217,4

14456,6

13695,7

12173,9

9130,5

ИТОГО:

27756,9

22204,6

17492,2

15970,4

12927,0

Соотношение общего объема долга к собственным доходам, в %

97,4

65,2

47,0

41,4

31,5

Соотношение кредитов кредитных организаций к собственным доходам, в %

44,0

22,8

10,2

9,8

9,2

Отношение расходов на обслуживание долга к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

5,7%

1,9%

0,6%

0,7%

0,7%


Рост объема долга Астраханской области до 2017 года был обусловлен необходимостью исполнения расходных обязательств Астраханской области в условиях резкого снижения налоговых поступлений в бюджет Астраханской области. В связи с этим при неизменном объеме долга Астраханской области в условиях сокращения налоговых и неналоговых доходов относительная величина долга Астраханской области увеличивалась.


Состояние бюджета Астраханской области и необходимость сокращения долговой нагрузки Астраханской области осложняются изменениями налогового законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ) утвержден новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016. Налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в бюджет Российской Федерации.


Кроме того, Законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, устанавливающие с 01.01.2014 льготу по налогу на имущество организаций недропользователям морских месторождений углеводородного сырья, в результате чего бюджет Астраханской области недополучил за период 2014 - 2016 годов порядка 5000,0 млн рублей.


В связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налогового маневра в нефтегазовом секторе произошел рост налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, в результате чего снизилась налоговая база по налогу на прибыль организаций нефте- и газодобывающих компаний.


Для компенсации выпадающих доходов Астраханская область вынуждена была осуществлять заимствования, которые повлекли увеличение долга Астраханской области.


Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2017 года составили 1791 млн рублей или 6,6 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2018 года составили 725,9 млн рублей или 1,9 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Снижение расходов на обслуживание долга Астраханской области в 2017 - 2018 годах обусловлено исполнением бюджета Астраханской области со значительным профицитом, что позволило направить средства на погашение кредитов кредитных организаций (за 2017 - 2018 гг. кредиты кредитных организаций сокращены с 14 000 до 7748 млн рублей или на 7152 млн рублей).


В целях сокращения расходов на обслуживание долга Астраханской области проводится работа с банками-кредиторами путем направления обращений с предложением о снижении процентных ставок по действующим кредитным договорам.


По итогам 2017 года средневзвешенная ставка снижена с 11,76 процента годовых (с начала года) до 8,99 процента годовых на 01.01.2018. По итогам 2018 года средневзвешенная ставка снижена с 8,99 процента годовых (с начала года) до 8,22 процента годовых на 01.01.2019.


Таким образом, средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций по итогам 2018 года составляла менее значения - ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России), увеличенной на 1 процент.


По итогам 9 месяцев 2019 года Астраханской областью с целью экономии расходов на обслуживание долга Астраханской области произведено погашение всех кредитов кредитных организаций.