Действующий

О создании центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию и развитию Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета


Министерством образования и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) осуществляется целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей, организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи.


С 1 января 2015 года мероприятия по организации и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи реализуются по Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы".


Начиная с 2006 года, в целях улучшения работы с одаренными и талантливыми учащимися, поддержки талантливой молодежи в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи" учреждена премия Главы Республики Калмыкия Указом Главы Республики Калмыкия.


Для реализации направления по поддержке одаренных детей в республике ежегодно проводится региональная олимпиада школьников по 7 учебным предметам, в числе которых "Калмыцкий язык и Калмыцкая литература", "История и культура родного края", "Граждановедение", "Шахматы", "Тодо Бичг (Ясное письмо)", "Математика (УДЕ)". Олимпиада организуется с целью популяризации родного языка, приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитания патриотизма и любви к малой родине.


Направление по развитию молодых талантов предусматривает проведение Президентских игр и состязаний, направленных на приобщение учащихся и молодежи к спорту и здоровому образу жизни.


В 2017 году построен первый в республике лукодром - специализированное помещение для развития одного из олимпийских видов спорта - стрельба из лука. Проект реализован на базе бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детского творчества". Общее количество людей, профессионально занимающихся данным видом спорта, превышает 300 человек, аттестованы 15 судей и 14 человек, выполнивших спортивные нормативы.


В республике эффективно реализуется конкурсное мероприятие "Бичкн Торскм (Малая родина)", направленное на привитие интереса к научной деятельности, любви и уважения к истории родного края, патриотического воспитания. Ежегодно для участия в очном этапе Всероссийской конференции "Отечество" приглашаются обучающиеся республики.


Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие школьников во всероссийских конференциях и конкурсах: Всероссийская конференция юных исследователей окружающей среды "Зеркало природы", Всероссийский форум "Одаренные дети", творческие конкурсы "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательская олимпиада "Шаг в будущее", Всероссийская конференция "Юность, наука, культура", соревнования по различным видам спорта.


Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВОШ). В целях раннего выявления одаренных школьников ежегодно проводится региональная олимпиада по предметам "Русский язык", "Математика" для учащихся 4 - 8 классов. В олимпиадах участвуют до 60% школьников республики.


Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние годы свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации: с 2010 по 2018 год подготовлено два победителя и 14 призеров заключительного этапа ВОШ.


Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развитию системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержке одаренных школьников, поощрению педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении, обучающиеся республики являются конкурентоспособными на всероссийском и международном уровнях.


Вместе с тем анализ итогов проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников позволяет выявить ряд проблем:


за последние 3 учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9 - 11 классов по предметам естественно-математического цикла: математика, физика, химия, астрономия, информатика, в течение ряда лет по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; процент выполнения заданий школьниками по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика" крайне низок. Снижается уровень подготовки обучающихся, участвующих в региональном этапе ВОШ по предметам гуманитарного цикла: истории, праву, обществознанию, мировой художественной культуре, литературе.


Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить существенные противоречия: