Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2018 года N 326-р



[О создании центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"]



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":


1. Утвердить прилагаемые:


комплекс мер по реализации национального проекта "Образование";


комплекс мер по созданию и развитию Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия;


концепцию по созданию и развитию Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия.


2. Определить:


Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование";


бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детского творчества" региональным оператором, ответственным за функционирование Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия.



Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ


29 октября 2018 года


N 326-р



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 29 октября 2018 г. N 326-р



КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"

N

Наименование мероприятия

Срок

1.

Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Республике Калмыкия между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения РФ и Правительством Республики Калмыкия

До 15 марта 2019 года

2.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ ведомственного проектного офиса Министерства образования и науки Республики Калмыкия, реализующего государственную политику в области образования, по реализации национального проекта "Образование" в Республике Калмыкия (далее - ведомственный проектный офис)

До 1 марта 2019 г.

3.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование"

До 1 марта 2019 года

4.

Согласование с ПО национального проекта кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса

До 1 февраля 2019 года

5.

Ежегодное повышение квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта

Ежегодно

6.

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

Один раз в три года, начиная с 2019 года



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 29 октября 2018 г. N 326-р



КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

N

Наименование мероприятия

Сроки реализации мероприятия

Ответственные за реализацию мероприятия

1.

Создание рабочей группы по развитию таланта в Республике Калмыкия под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия

до 1 января 2019 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

2.

Подписание соглашения с Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Республике Калмыкия, включая создание Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия

февраль 2019 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

3.

Создание Попечительского и Экспертного советов Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия (далее - Центр) и утверждение их составов

май 2019 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

4.

Утверждение ключевых направлений работы Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации

май 2019 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

5.

Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия

май 2019 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

6.

Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ и мероприятий, проводимых и координируемых Центром

июль 2019 г.

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

7.

Организация повышения квалификации управленческих кадров и педагогических работников, приглашенных на работу в Центр, в том числе на площадках ведущих федеральных организаций, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Министерство образования и науки Республики Калмыкия



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 29 октября 2018 г. N 326-р



КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию и развитию Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета


Министерством образования и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) осуществляется целенаправленная работа по выявлению и развитию одаренных детей, организации комплекса мероприятий практического характера по развитию интеллектуальной, творческой, спортивной одаренности детей и молодежи.


С 1 января 2015 года мероприятия по организации и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи реализуются по Государственной программе "Развитие образования Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы".


Начиная с 2006 года, в целях улучшения работы с одаренными и талантливыми учащимися, поддержки талантливой молодежи в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка талантливой молодежи" учреждена премия Главы Республики Калмыкия Указом Главы Республики Калмыкия.


Для реализации направления по поддержке одаренных детей в республике ежегодно проводится региональная олимпиада школьников по 7 учебным предметам, в числе которых "Калмыцкий язык и Калмыцкая литература", "История и культура родного края", "Граждановедение", "Шахматы", "Тодо Бичг (Ясное письмо)", "Математика (УДЕ)". Олимпиада организуется с целью популяризации родного языка, приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитания патриотизма и любви к малой родине.


Направление по развитию молодых талантов предусматривает проведение Президентских игр и состязаний, направленных на приобщение учащихся и молодежи к спорту и здоровому образу жизни.


В 2017 году построен первый в республике лукодром - специализированное помещение для развития одного из олимпийских видов спорта - стрельба из лука. Проект реализован на базе бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детского творчества". Общее количество людей, профессионально занимающихся данным видом спорта, превышает 300 человек, аттестованы 15 судей и 14 человек, выполнивших спортивные нормативы.


В республике эффективно реализуется конкурсное мероприятие "Бичкн Торскм (Малая родина)", направленное на привитие интереса к научной деятельности, любви и уважения к истории родного края, патриотического воспитания. Ежегодно для участия в очном этапе Всероссийской конференции "Отечество" приглашаются обучающиеся республики.


Эффективность работы системы дополнительного образования подтверждает успешное участие школьников во всероссийских конференциях и конкурсах: Всероссийская конференция юных исследователей окружающей среды "Зеркало природы", Всероссийский форум "Одаренные дети", творческие конкурсы "Голоса России", "Адрес детства - Россия", научно-исследовательская олимпиада "Шаг в будущее", Всероссийская конференция "Юность, наука, культура", соревнования по различным видам спорта.


Одним из наиболее эффективных и масштабных мероприятий по выявлению одаренных и способных обучающихся является Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВОШ). В целях раннего выявления одаренных школьников ежегодно проводится региональная олимпиада по предметам "Русский язык", "Математика" для учащихся 4 - 8 классов. В олимпиадах участвуют до 60% школьников республики.


Результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние годы свидетельствуют об увеличении числа обучающихся, занимающих призовые места и получающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации: с 2010 по 2018 год подготовлено два победителя и 14 призеров заключительного этапа ВОШ.


Благодаря эффективной работе образовательных организаций по профильному обучению, организации научных сообществ в школах, профильных смен, развитию системы поисковой и исследовательской деятельности, поддержке одаренных школьников, поощрению педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении, обучающиеся республики являются конкурентоспособными на всероссийском и международном уровнях.


Вместе с тем анализ итогов проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников позволяет выявить ряд проблем:


за последние 3 учебных года снизился качественный показатель выполнения олимпиадных работ обучающимися 9 - 11 классов по предметам естественно-математического цикла: математика, физика, химия, астрономия, информатика, в течение ряда лет по данным общеобразовательным предметам не определяются победители и призеры; процент выполнения заданий школьниками по предметам "Химия", "Астрономия", "Информатика" крайне низок. Снижается уровень подготовки обучающихся, участвующих в региональном этапе ВОШ по предметам гуманитарного цикла: истории, праву, обществознанию, мировой художественной культуре, литературе.


Оценка состояния работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей позволила выявить существенные противоречия:


между растущей потребностью детей и молодежи республики в развитии их талантов и способностей и отсутствием целостной системы поиска, выявления и профессионального сопровождения одаренных детей. В республике на сегодняшний день не в полной мере организовано межведомственное и сетевое взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, учреждений образования в направлении развития одаренных детей; нет специализированной образовательной организации, занимающейся развитием одаренных обучающихся в направлении естественно - научного и технического направлений, предоставляющей образовательные услуги обучающимся в очном, межсессионном режиме, в том числе для детей из отдаленных сельских территорий. Существующая материально-техническая база учреждений дополнительного образования муниципального и республиканского уровней не позволяет в полном объеме решать задачи данного направления;


между необходимостью в научно-обоснованном методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и отсутствием менеджмента в этом направлении;


между потребностью в аккумулировании информации и разобщенностью ресурсов всех видов.


В этой связи, создание Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Калмыкия (далее - Центр) обеспечит дополнительные возможности обучающимся качественного образования по предметам естественно научного, технического, гуманитарного направлений. На базе Центра будут созданы условия для интеллектуального, творческого, спортивного направлений.


Основными задачами Центра будут являться:


выявление и поддержка талантливых и одаренных детей Республики Калмыкия в целях формирования образовательной политики республики в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, консолидация ресурсов образовательных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности и высоко мотивированными детьми и молодежью;


координация межведомственного подхода по выявлению и поддержке одаренных детей в Республике Калмыкия;


координация деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей на уровне муниципальных образований;


совершенствование физико-математического, инженерно-технологического образования; развитие новых форм включения одаренных детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность;


создание единой среды со всеми участниками в сетевой форме;


анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, включая сбор информации о победителях и призерах конкурсов и иных мероприятий различного уровня;