Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической и естественно научной направленностей. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
В системе дополнительного образования детей Республики Калмыкия накоплен определенный опыт организации работы по таким видам технического творчества, как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, картинг и т.д. С 2015 - 2016 учебного года наряду с традиционными видами технического творчества активно развиваются новые, актуальные для детей и молодежи направленности технического профиля: робототехника, программирование, компьютерный дизайн и графика, Web-дизайн и проектно-исследовательская деятельность, как в государственных так и в негосударственных организациях региона, но на сегодняшний день прослеживается недостаточный темп роста технического и естественно научного профиля творчества детей в государственных организациях.
Основными факторами, замедляющими темпы развития технического творчества обучающихся в Республике Калмыкия, являются следующие:
Низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования, не отвечающий современным требованиям, предъявляемым к организации работы с детьми и молодежью;
число квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей региона;
система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований.
В связи с этим стала очевидной необходимость создания детского технопарка "Кванториум" на территории республики. Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность. Создание детского технопарка "Кванториум" поможет достичь следующих результатов:
общедоступность дополнительного образования детей естественно научной и технической направленности для всех категорий обучающихся республики независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;
увеличение доли обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественно научной направленности;
системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных детей в области естественных и инженерных наук;
практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе через формирование у детей изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления;
развитие современного научно-технического творчества в республике для подготовки инженерно-технических кадров;
освоение педагогическими кадрами инновационных технологий и их результативное использование в образовательном процессе. Привлечение педагогов к разработке конкурентоспособных образовательных программ и технологий;