[Об утверждении комплекса и концепции по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Республике Калмыкия на 2019 - 2021 годы]
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Утвердить прилагаемые:
комплекс по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" в Республике Калмыкия на 2019 - 2021 годы;
концепцию по созданию детского технопарка "Кванториум" на территории Республики Калмыкия на 2019 - 2021 годы.
2. Определить:
Министерство образования и науки Республики Калмыкия региональным координатором по участию в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание детского технопарка "Кванториум" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детского творчества" региональным оператором, ответственным за функционирование детского технопарка "Кванториум".
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
29 октября 2018 года
N 324-р
КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА "КВАНТОРИУМ" В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ НА 2019 - 2021 ГОДЫ
N | Наименование мероприятия | Срок |
1. | Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Республике Калмыкия между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения РФ и Правительством Республики Калмыкия | До 15 марта 2019 года |
2. | Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ ведомственного проектного офиса Министерства образования и науки Республики Калмыкия, реализующего государственную политику в области образования, по реализации национального проекта "Образование" в Республике Калмыкия (далее - ведомственный проектный офис) | До 1 марта 2019 г. |
3. | Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование" | До 1 марта 2019 года |
4. | Согласование с ПО национального проекта кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса | До 1 февраля 2019 года |
5. | Ежегодное повышение квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта | ежегодно |
6. | Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме | один раз в три года, начиная с 2019 года |
7. | Утверждение "дорожной карты" по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" между ПО национального проекта и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ |
КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА "КВАНТОРИУМ" НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2019 - 2021 ГОДЫ
Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической и естественно научной направленностей. Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
В системе дополнительного образования детей Республики Калмыкия накоплен определенный опыт организации работы по таким видам технического творчества, как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, картинг и т.д. С 2015 - 2016 учебного года наряду с традиционными видами технического творчества активно развиваются новые, актуальные для детей и молодежи направленности технического профиля: робототехника, программирование, компьютерный дизайн и графика, Web-дизайн и проектно-исследовательская деятельность, как в государственных так и в негосударственных организациях региона, но на сегодняшний день прослеживается недостаточный темп роста технического и естественно научного профиля творчества детей в государственных организациях.
Основными факторами, замедляющими темпы развития технического творчества обучающихся в Республике Калмыкия, являются следующие:
Низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования, не отвечающий современным требованиям, предъявляемым к организации работы с детьми и молодежью;
число квалифицированных педагогических работников, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, является недостаточным для удовлетворения потребностей региона;
система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской деятельности, носит эпизодический характер;
учебно-методические комплексы к программам по техническому творчеству разработаны без учета современных требований.
В связи с этим стала очевидной необходимость создания детского технопарка "Кванториум" на территории республики. Техническое творчество на новом этапе развития должно стать катализатором подготовки специалистов, способных в рамках современной техносферы самостоятельно планировать и осуществлять производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, педагогическую и проектно-конструкторскую деятельность. Создание детского технопарка "Кванториум" поможет достичь следующих результатов:
общедоступность дополнительного образования детей естественно научной и технической направленности для всех категорий обучающихся республики независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;
увеличение доли обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам технической и естественно научной направленности;
системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных детей в области естественных и инженерных наук;
практическая подготовка обучающихся к жизни в современном обществе через формирование у детей изобретательского, креативного, критического и продуктивного мышления;
развитие современного научно-технического творчества в республике для подготовки инженерно-технических кадров;
освоение педагогическими кадрами инновационных технологий и их результативное использование в образовательном процессе. Привлечение педагогов к разработке конкурентоспособных образовательных программ и технологий;
В настоящий момент в системе дополнительного образования Республики Калмыкия функционируют 12 муниципальных, 3 государственных и 4 негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественно научного и технического профиля.
Программами дополнительного образования детей по вышеуказанным направлениям в 2018 году охвачено 12% детей от общего числа учащихся в возрасте от 5 до 18 лет (в 2017 году - 9%). Общее количество педагогов дополнительного образования, реализующих программы технической и естественно научной направленности, составляет 28 человек.
Всего в регионе реализуется 17 программ дополнительного образования детей в сфере технического творчества, в том числе 5 программ по робототехнике (8 объединений).
Кадровый состав детского технопарка будет состоять из преподавателей ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова", БПОУ РК "Элистинский политехнический колледж", БПОУ РК "Колледж нефти и газа", БПОУ РК "Торгово-технологический колледж" и учителей образовательных организаций, имеющих высшую квалификационную категорию по естественно научному профилю.
В Республике Калмыкия имеется опыт реализации проектов, направленных на выявление, поддержку и развитие одаренных детей.
На базе бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детского творчества", реализующего дополнительные профессионально ориентированные образовательные программы интеллектуальной направленности, создан Региональный образовательный центр по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей республики (далее - РОЦ). Основная цель РОЦ - обеспечение дополнительных возможностей получения обучающимися качественного образования по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов. Одной из основных задач работы РОЦ является совершенствование физико-математического, инженерно-технологического образования. В Региональном образовательном центре проходят обучение школьники республики 7 - 11 классов, достигшие высоких результатов в учебной и внеурочной деятельности (отличники, победители и призеры олимпиад, конкурсов различного уровня и т.п.). Обучение проходит в очно-заочной форме.
Комплексная инновационная система обучения, направленная на предпрофессиональную подготовку учащихся по направлениям этнокультурного профиля, а также на выявление и сопровождение творчески одаренных детей реализуется в "Этношколе" - структурном подразделении Бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Калмыкия "Республиканский центр детского творчества". Учащиеся Этношколы являются победителями и призерами городских, республиканских, всероссийских и международных творческих конкурсов.
15 - 18 февраля 2017 г. на территории Республики Калмыкия проводились Региональное Отборочное соревнование профессионального мастерства международного некоммерческого движения Worldskills:
1) на базе Бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия "Элистинский политехнический колледж" - по компетенциям: "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей", "Технологии моды", "Вебдизайн", "Электромонтаж";
2) на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия "Торгово-технологического колледжа" - по компетенциям: "Поварское дело", "Кондитерское дело";
3) на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия "Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова" - по компетенциям: "Преподаватель младших классов", "Дошкольное воспитание";
4) на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Калмыкия "Калмыцкий медицинский колледж" - по компетенции: "Медицинский и социальный уход";
5) на базе "МедрлПлюс" - по компетенции: "Парикмахерское дело";
6) на базе ФГОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова" - по компетенции "Ветеринария.
Для содержательного функционирования определенных в Технопарке квантумов ведется работа по подготовке и повышению кадрового потенциала:
БУ ДПО РК "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования" проводит курсовую подготовку по повышению квалификации педагогов дополнительного образования республики по естественно научному и техническому направлениям в количестве 72 часов.
На базе ФГБОУ ВО "КалмГУ" планируется с 2019 года ввести дополнительную специальность "Педагог дополнительного образования", когда студенты в период обучения по основной специальности смогут получить вторую специальность. Слушателями могут быть не только студенты химико-биологического, физико-математического и инженерно-технологического факультетов, но и педагоги, желающие работать в системе дополнительного образования технической и естественно научной направленности.