ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ПРОТЕСТА ПРОКУРОРА Г. ОРЕНБУРГА ОТ 30.11.2007 N 7/5-2007 НА ПОЛОЖЕНИЕ "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ОРЕНБУРГ"
В протесте прокурора г. Оренбурга от 30.11.2007 N 7/5-2007 содержится требование внести изменения в Положение "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "город Оренбург", утвержденное решением Оренбургского городского Совета от 05.03.2007 N 229 (далее - Положение).
Данные требования прокурора г. Оренбурга являются необоснованными по следующим основаниям.
1. В протесте указано на то, что подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения не содержит такого этапа предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, как проведение работ по формированию земельного участка, согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса. В связи с этим предлагается дополнить подпункт 2.4.3 пункта 2.4 словами "проведение работ по формированию земельного участка".
Однако согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса проведение работ по формированию земельного участка включает в себя следующие мероприятия: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Все перечисленные в указанной норме Земельного кодекса мероприятия содержатся в подпункте 2.4.3 пункта 2.4 Положения, также как мероприятия иных этапов предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.
2. В протесте указано, что подпунктом 2.4.3 пункта 2.4 Положения предусмотрены такие полномочия КГА (по землям населенных пунктов) и Управления (по землям иного назначения) при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка, как: подготовка заключения о сроках предоставления земельного участка под строительство некапитальных сооружений; подготовка заключения о дополнительных требованиях к использованию земельного участка: возмещение убытков и иных затрат на снос зданий, строений, сооружений, переселение жителей, перенос строений, сооружений, коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования; строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; о сроках строительства объектов недвижимости; благоустройстве территорий общего пользования. По мнению прокуратуры это противоречит нормам Земельного кодекса о порядке предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта при проведении работ по формированию земельного участка, в связи с чем указанные нормы подпункта 2.4.3 пункта 2.4 необходимо исключить.
Однако подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения предусматривает не только мероприятия, проводимые в рамках этапа по формированию земельного участка, а включает все мероприятия, проводимые при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта. Частью 4 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрены только обязательные мероприятия, которые необходимо проводить при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, при этом данной нормой не предусмотрено, что перечень мероприятий является исключительным.
Более того, проведение перечисленных мероприятий согласно подпункту 2.4.3 пункта 2.4 Положения является обязанностью КГА (по землям населенных пунктов) и Управления (по землям иного назначения) и не предусматривает никаких дополнительных требований для граждан и юридических лиц, обращающихся за предоставлением земельных участков.
Также в протесте указано, что в подпункте 2.4.3 пункта 2.4 необходимо в соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса указать такие мероприятия по проведению работ по формированию земельного участка, как: принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), по мнению прокуратуры, не предусмотренные в Положении.
Однако порядок проведения указанных мероприятий предусмотрен в подпунктах 2.4.5 - 2.4.11 пункта 2.4 Положения. То есть в указанных нормах Положения, как это требует часть 4 статьи 39 Земельного кодекса, урегулировано проведение всех мероприятий, связанных с проведением торгов либо предоставлением земельных участков без проведения торгов, а именно: принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
3. В протесте указано, что информирование населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство путем публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, площадь, разрешенное использование), условиях предоставления земельного участка; сроках приема заявлений от заинтересованных в приобретении прав лиц или иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты данным предоставлением, предусмотренное подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения, необоснованно, так как основанием для публикации должно являться решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса.
Однако частью 4 статьи 30 Земельного кодекса вообще не предусмотрено, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка должно являться основанием для публикации в газете "Вечерний Оренбург" информации о земельном участке (местоположение, площадь, разрешенное использование) и т.д.
Согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса необходимыми мероприятиями при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта являются: принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Проведение указанных мероприятий предусмотрено подпунктами 2.4.8, 2.4.11 пункта 2.4 Положения.
4. В протесте со ссылкой на пункт 2 части 4 статьи 30 Земельного кодекса указано, что государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется после принятия решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, но не предшествует этим решениям, тогда как Положением утвержден иной порядок. В связи с этим предлагается внести изменения в подпункт 2.4.3 пункта 2.4 Положения по урегулированию этапов порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.