Развитие рынка труда в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях демографических ограничений и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике. В прогнозируемый период доля населения в трудоспособном возрасте с 58,8% в 2017 году сократится к 2024 году до 58,6%, что окажет влияние на рост демографической нагрузки с 701,0 нетрудоспособного на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2017 году до 721,5 в 2024 году.
В июле 2018 года на фоне сокращения численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, несмотря на снижение численности безработных на 1,3% до 33,8 тыс. человек, уровень безработицы остался на уровне прошлого года и составил 6,8% от рабочей силы. По данным Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения на 19 сентября т.г. с начала года уволено 1 805 работников, что ниже значений аналогичного периода 2017 года (2 161 человек) на 16,5%. Масштабы планируемого высвобождения рабочей силы на предприятиях и организациях республики в текущем году менее значительны, чем в предыдущем году - 3 172 человек против прошлогодних 5 595 человек.
В прогнозируемый период с учетом снижения смертности населения в трудоспособном возрасте, повышения уровня экономической активности населения (в том числе в старших возрастах), благодаря увеличению продолжительности здоровой жизни, а также сокращения миграционного оттока населения, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в 2024 году увеличится на 0,4% до 563,9 тыс. человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике будет увеличиваться и прогнозируется в 2024 году на уровне 505,5 тыс. человек против 492,1 тыс. человек 2017 года. Ожидается снижение численности лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой, за счет роста экономической активности неработающего населения трудоспособного возраста. Уровень безработицы по оценке 2018 года составит 7,0% рабочей силы, а в 2024 году снизится до 6,7% рабочей силы.
Среднесписочная численность работников в 2024 году увеличится до 360,6 тыс. человек. Наибольший рост численности прогнозируется по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" и "Строительство". Увеличение численности работников планируется в рамках реализации проектов по строительству и вводу в эксплуатацию магистрального газопровода "Сила Сибири", обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения. Кроме того, увеличение численности работников в сфере здравоохранения связано с запланированным в рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" вводом в эксплуатацию Якутского республиканского онкологического диспансера на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком) и Якутского кардиологического диспансера Республиканского кардиологического диспансера в г. Якутске (II-я очередь - Кардиососудистый центр на 150 коек) в 2021 - 2022 годах. В сфере образования увеличение среднесписочной численности работников связано с созданием Международной Арктической школы в 2019 году. Также в связи с расширением перечня предоставляемых государственных (муниципальных) услуг учтено увеличение среднесписочной численности работников многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг.
В прогнозируемый период по мере стабилизации экономики ускорится и динамика заработной платы.
При разработке прогноза учтено соблюдение достигнутых значений соотношений заработной платы "указных" категорий работников бюджетного сектора, ежегодная индексация на уровень инфляции иных категорий работников бюджетной сферы, а также обеспечение минимальной государственной гарантии в области оплаты труда.
В прогнозируемый период будут определены подходы по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы Республики Саха (Якутия), в том числе, в части материального стимулирования работников органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Таким образом, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по оценке в 2018 году составит - 67 092 рубля, прогноз на 2019 год - 70 587 рублей, на 2020 год - 74 224 рубля, на 2021 год - 77 744 рубля, на 2022 год - 82 058 рублей, на 2023 год - 86 291 рубль, на 2024 год - 90 792 рубля. Опережающие темпы роста заработной платы целевым категориям работников бюджетной сферы в 2018 году обеспечат рост реальной заработной платы в 3,7%, а с 2019 года реальная заработная плата стабилизируется на уровне 1,0 - 1,5%.
Фонд оплаты труда работников предприятий и организаций в 2018 году оценивается в размере 284,5 млрд. рублей с ростом на 9,9% к предыдущему году, в 2019 году - 301,4 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 5,9%, в 2020 году - 317,9 млрд. рублей с ростом 5,5%, в 2021 году - 334,9 млрд. рублей с ростом на 5,3%, в 2022 году - 354,2 млрд. рублей с ростом на 5,8%, в 2023 году - 372,9 млрд. рублей с ростом на 5,3%, в 2024 году - 392,9 млрд. рублей с ростом на 5,3%.
В структуре денежных доходов населения основную долю занимает оплата труда - 56%, пенсии - 12,9%, пособия и социальная помощь - 5,7%. Соответственно, динамика реальных располагаемых доходов населения на прогнозируемый период повторяет траекторию изменения реальной заработной платы, повышение заработной платы влияет на рост реальных располагаемых денежных доходов населения.
В результате, реальные располагаемые денежные доходы в 2018 году по оценке составят 1,5%, в 2024 году прогнозируется рост до 1,9%.
Национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости" предусматривает реализацию следующих федеральных проектов:
"Системные меры по повышению производительности труда";