Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 30 мая 2019 года)



Малое и среднее предпринимательство


Создание благоприятной деловой среды в Республике Саха (Якутия) является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса.


Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) (далее - СМСП) в 2017 году составило 49 107 единиц (снижение к 2016 году на 1,7%).


С учетом государственной поддержки количество СМСП (включая индивидуальных предпринимателей) в 2018 году составит 49 963 единицы (рост к 2017 году на 1,7%). Общая численность СМСП к 2021 году составит 52 378 единиц и увеличится на 4,8% к уровню 2018 года по базовому варианту; по целевому варианту 53 564 единицы с ростом на 7,2%. К 2024 году рост прогнозируется на 14,8% до 57,3 тыс. единиц.


Прогнозируется ежегодное увеличение среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях, в том числе индивидуальных предпринимателей, в 2018 году ожидается рост среднесписочной численности (без внешних совместителей) на 2,9% до 98 595 человек. К 2021 году ожидается увеличение до 104 555 человек по базовому варианту с ростом к уровню 2018 года на 6%, по целевому варианту до 105 964 человек с ростом на 7,5%. К 2024 году ожидается рост среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях, в том числе индивидуальных предпринимателей, в сравнении с 2018 годом на 15,5% до 113,9 тыс. человек.


Оборот малых и средних предприятий (включая индивидуальных предпринимателей) в 2018 году составит 357,1 млрд. рублей или по сравнению с 2017 годом увеличится на 4,6%. К 2021 году показатель составит 406,4 млрд. рублей по базовому варианту с приростом к уровню 2018 года на 13,8%; по целевому варианту 404,1 млрд. рублей (13,2%). К 2024 году прогнозируется рост оборота малых и средних предприятий (включая индивидуальных предпринимателей) на 26,5% до 451,9 млрд. рублей.


По итогам Национального рейтинга инвестиционного климата субъектов Российской Федерации в 2018 году Республика Саха (Якутия) заняла 52 место, в 2017 году - 58 место, в 2016 году - 56 место, в 2015 году - 41 место.


В настоящий момент бизнес-сообщество оценивает инвестиционный климат в целом ниже среднего. Около трети показателей рейтинга по Якутии, которые оценивает сам бизнес, не превышают значения оценки "D".


В этой связи принято решение о широком вовлечении бизнес-сообщества в совместное рассмотрение актуальных проблем предпринимательства, оценки регулирующего воздействия, распределения субсидий и улучшения коммуникаций между Правительством Республики Саха (Якутия) и бизнесом, путем создания Совета по предпринимательству и инвестиционной политике при Главе Республики Саха (Якутия). Совет должен обеспечить максимальное вовлечение всех слоев предпринимательского сообщества из всех районов республики к принятию решений для улучшения инвестиционного климата.


Разработан План быстрых побед Республики Саха (Якутия) на 2018 год по улучшению инвестиционного климата. В Плане быстрых побед предусмотрено 78 мероприятий, направленных на развитие диалога между властью и бизнесом, улучшение информированности предпринимателей, совершенствование доступности и простоты информации на финансовую, инфраструктурную и имущественную поддержку предпринимателей. Проведена стратегическая сессия АНО "Агентство стратегических инициатив по новым проектам" в августе 2018 года, на которой был одобрен План быстрых побед Республики Саха (Якутия) на 2018 год.


Учреждена АО "Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)". Целью деятельности компании является оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем реализации механизмов лизинга оборудования, а также извлечения прибыли от деятельности компании.


В рамках реализации Указа N 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению "Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", Республика Саха (Якутия) принимает участие в разработке региональной составляющей национального проекта.


Национальным проектом предусматривается комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Мероприятия будут направлены на повышение привлекательности предпринимательства, устранение барьеров нормативного характера путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, создание комфортной цифровой экосистемы для субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставление многоканальной системы оказания финансовой поддержки, решение проблем сбыта и содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки.


Планируется поддержка и развитие субъектов МСП в рамках специальных программ и проектов "Развитие молодежного предпринимательства", "Развитие женского предпринимательства", "Бизнес для города", "Бизнес для села", "Поддержка МСП в моногородах", "Развитие МСП в сфере экологии", "Поддержка предпринимателей с ограниченными возможностями", реализация мероприятий по легализации самозанятых граждан.


Будет продолжено взаимодействие с АО "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства" по оказанию маркетинговой, финансовой, информационной, правовой и имущественной поддержки, организации мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, крупных компаний с государственным участием, реализующих проекты освоения минерально-сырьевой базы с использованием инструментов государственно-регионального партнерства и градообразующей деятельности.