Действующий

Об утверждении Концепции развития Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов" (с изменениями на 20 мая 2022 года)




Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, СПОРТА И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ "АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ТАЛАНТОВ" В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"


В современных условиях глобальной конкуренции, "больших вызовов" и высокой неопределенности будущее определяют страны, приоритетами которых является развитие человеческого капитала <1>, максимальное развитие потенциала человека, развитие способностей людей изменять окружающую среду, развивать себя, культуру, свой регион в условиях быстрых и непредсказуемых изменений.


________________


<1> Человеческий капитал - это знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты, для себя, работодателя и для общества в целом.


В последние десятилетия ключевым элементом человеческого капитала страны стал интеллектуальный капитал - способность генерировать и осваивать инновации. Интеллектуальный капитал является решающим для модернизации экономики, перехода к новым технологическим укладам и реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.


Количественные и качественные изменения человеческого капитала в экономике повышают как производительность труда и потребительский спрос, так и предпринимательскую активность. Соответственно, образование рассматривается не как затратная сфера, а как инвестиционная сфера, определяющая масштаб экономического роста. Помимо того, что образование создает человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики в XXI веке, оно и само является растущей отраслью экономики.


Таланты играют особую роль в человеческом капитале страны и, прежде всего, в секторе интеллектуального капитала. Выращивание и удержание талантов стало задачей национального масштаба в условиях экономики, которая основана на создании и внедрении инноваций.


Существующая российская система развития, поиска и поддержки талантов эффективна и является одной из лучших в мире, что подтверждается впечатляющими успехами российских школьников на международных олимпиадах. Однако Россия уступает странам-конкурентам в масштабах развития талантов.


На уровне региона спектр направлений и образовательных программ ограничен, охват детей и молодежи недостаточен для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.


Вне массового развития талантов находятся такие области, как технологии, современные креативные индустрии, наука (внешкольные дисциплины), социальная деятельность, предпринимательство и лидерство, имеющие особое значение для ускорения социально-экономического роста. Практически отсутствует инфраструктура выявления и поддержки талантов в сферах создания и использования технологий, социальной активности и предпринимательства, коммуникаций и дизайна, а также наук, не входящих в школьную программу.


Ситуация осложняется тем, что не созданы механизмы сопровождения, развития способных детей и молодежи при переходе с одного уровня образования на другой. Не развита система удержания талантов после окончания школы или высшего учебного заведения. В результате происходит отток интеллектуального капитала из регионов в крупные города, а оттуда за границу.


Концепция развития Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов" (далее соответственно - Концепция, Региональный центр) определяет направления деятельности по сопровождению одаренных детей в Республике Коми.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 20.05.2022 N 183-р)