Действующий

Об утверждении государственной программы Ростовской области "Информационное общество" (с изменениями на 21 октября 2024 года)



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Ростовской области "Информационное общество"


Государственная программа Ростовской области "Информационное общество" (далее также - государственная программа) определяет цели и основные приоритеты в сфере информационных и коммуникационных технологий Ростовской области.


Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, социальной сфере, сферах государственного управления, безопасности государства и обеспечения правопорядка.


События 2020 - 2022 годов существенно повлияли на экономику в целом и сектор информационно-телекоммуникационных технологий в частности. Произошедшие из-за пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) структурные изменения во всех отраслях экономики положительно сказались на деятельности операторов связи, заставив их диверсифицировать оказание услуг, а также усилить мощности для передачи трафика данных, возросшего в несколько раз в условиях перехода на дистанционную работу. В то же время изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики в начале 2022 года оказало влияние и на телекоммуникационную отрасль с прогнозируемым усилением влияния в ближайшей перспективе. Несмотря на значимую роль услуг связи для экономики и граждан внешнеэкономические факторы, а также вынужденное снижение расходов предприятий других секторов экономики и падение доходов населения скажутся на развитии отрасли.


В то же время внешнеэкономические факторы могут оказаться факторами роста для инфраструктуры отрасли. Телекоммуникационный рынок достиг насыщения по многим направлениям и находится в ожидании новых прорывных проектов или технологий, способных существенно изменить потребительские предпочтения и стать толчком к новому витку роста рынка. В структуре телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 44 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.


В 2022 - 2025 годах организации отрасли, несмотря на внешние негативные факторы и условия повышенной неопределенности, планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий.


В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационных технологий в Российской Федерации поступательно росли. Удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны вырос в 2,8 раза - с 0,46 процента в 2010 году до 1,29 процента в 2021 году. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами организаций отрасли информационных технологий в 2022 году достиг 19,0 млрд рублей (или 168,8 процента к 2020 году).


Дальнейший характер развития отрасли информационных технологий будет обусловлен совокупностью мировых, общероссийских и локальных тенденций. Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, культуре, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере.


В то же время новый виток цифровой трансформации несет в себе угрозы информационной безопасности. На текущее время в Российской Федерации каждое четвертое преступление совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечается также рост количества бытовых киберпреступлений, происходят массовые утечки персональных данных граждан, что, в свою очередь, является эффективным инструментом мошенников для обмана граждан и злоупотребления их доверием, а также компрометации электронных сервисов государства. Принципиальных результатов в обеспечении защиты информации можно добиться только путем создания необходимых условий для безопасного и эффективного взаимодействия государства, бизнеса и граждан с применением отечественных технологий.


В настоящее время состояние сферы массовых коммуникаций и массовой информации в Российской Федерации характеризуется наличием устойчивого тренда стабилизации и динамичного восстановления после кризиса 2021 года, обусловленного пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанными с ней ограничениями.


В 2021 году был реализован широкий спектр государственных услуг, сосредоточенных в сфере телерадиовещания, печатных средствах массовой информации, книгоиздании, в сети "Интернет", а также предприняты дополнительные меры поддержки средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.