____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации Тамбовской области от 04.07.2019 N 785.
____________________________________________________________________
В соответствии с условиями отбора на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание ключевых центров развития детей в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" администрация области постановляет:
1. Утвердить региональным координатором проекта по созданию и функционированию центра цифрового образования "IT-куб" на 2019 - 2021 годы в Тамбовской области управление образования и науки области (Котельникова), возложив на него ответственность за создание и функционирование IT-куба.
2. Утвердить Комплекс мер по созданию и функционированию центра цифрового образования "IT-куб" согласно приложению N 1.
3. Утвердить Концепцию по созданию и функционированию центра цифрового образования "IT-куб" согласно приложению N 2.
4. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву.
Исполняющий обязанности главы
администрации области
А.Н.Ганов
КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЦЕНТРА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ "IT-КУБ"
Меры (мероприятия) | Ответственные | Сроки |
1. Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Тамбовской области между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения Российской Федерации и администрацией Тамбовской области | Администрация области | До 15 марта 2019 г. |
2. Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса управления образования и науки Тамбовской области по реализации национального проекта "Образование" в Тамбовской области (далее - ведомственный проектный офис) | Управление образования и науки области (далее - Региональный координатор) | До 01 марта 2019 г. |
3. Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование" | Администрация области, Региональный координатор | До 01 марта 2019 г. |
4. Согласование с ПО национального проекта кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса | Региональный координатор | До 15 марта 2019 г. |
5. Проведение повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта | Региональный координатор | По отдельному графику |
6. Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме | Региональный координатор | До 01 апреля 2019 г. |
7. Утверждение дорожной карты по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб" между ПО национального проекта и администрацией Тамбовской области | Администрация области, Региональный координатор | До 01 апреля 2019 г. |
КОНЦЕПЦИЯ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЦЕНТРА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ "IT-КУБ"
Переход к цифровой экономике - один из приоритетных векторов в развитии Тамбовской области, что отражено в "Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года", утвержденной Законом области от 04.06.2018 N 246-З. Особое внимание в регионе уделяется внедрению современных технологических решений и цифровой трансформации, развитию дистанционного образования в отдаленных местностях и доступности IT-образования для всех слоев населения региона. Несмотря на это, существенной проблемой региона по результатам мониторинга потребности в IT-специалистах для производственного сектора экономики, как всей российской IT-индустрии, является нехватка квалифицированных кадров. По оценкам Минкомсвязи России, прирост IT-специалистов за 2015 - 2018 годы составил всего 3,6 процента, а ежегодная потребность увеличилась на 25 процентов. В решении данной проблемы важным является формирование цифровых компетенций гражданина, начиная с раннего возраста.
В региональной системе образования накоплен определенный опыт. В образовательной деятельности 50 школ из 18 муниципалитетов используются электронные формы учебников (ЭФУ), активно используются онлайн-платформы Учи.ру, "Мобильное электронное образование", "ЯКласс". В течение 2-х последних лет в области реализуется проект "Яндекс.Лицей". Ежегодно более 10000 обучающихся совместно с педагогами участвуют в сетевых образовательных мероприятиях, наблюдается рост IT-активных учителей. На Национальном чемпионате WorldSkills 2016 года команда школьников Тамбовской области в рамках соревнований JuniorSkills завоевала 3 золотых медали по таким высокотехнологичным компетенциям, как "Прототипирование", "Системное администрирование", "Мобильная робототехника" и 1 бронзовую медаль по компетенции "Фрезерные работы на станках с числовым программным управлением".
Вместе с тем, имеет место недостаточная активность обучающихся области в мероприятиях, связанных с программированием (конкурсы по программированию, олимпиады по информатике). Всего 5,5 процента учащихся 11 классов школ области в 2018 году выбрали предмет "Информатика" для сдачи ЕГЭ. Причин тому много, но наиболее серьезными являются: малое количество часов по программированию в обязательном школьном курсе информатики, недостаточно развитая инфраструктура системы дополнительного образования детей, нехватка современного оборудования; недостаточный уровень готовности педагогических работников для реализации программ дополнительного образования IT-направленности.
Одним из механизмов решения данной проблемы может стать создание центра цифрового образования "IT-куб".
Деятельность центра цифрового образования "IT-куб" направлена на развитие у обучающихся интереса к программированию через знакомство с современными парадигмами программирования, основными конструкциями и особенностями наиболее распространенных современных языков программирования, реальное погружение в промышленное программирование, формирование необходимых практических навыков - поиск индивидуальных подходов к каждой задаче, умение работать в команде, применение нестандартных решений. Основными направлениями деятельности центра цифрового образования "IT-куб" являются освоение технологий прототипирования программных продуктов, 3D-моделирования, создания и продвижения мобильных приложений (Android, iOS); получение навыков системного администрирования: понимание назначения основных настроек операционной системы, способов оптимизации ее работы, устранения сбоев и их профилактики. Формирование навыков грамотного использования информационной среды, изучение наилучших способов сохранения информационной безопасности цифрового устройства и содержащихся на нем данных еще одно направление деятельности центра цифрового образования "IT-куб".
Реализация новых общеобразовательных программ технической направленности на базе центра цифрового образования "IT-куб" обеспечит развитие интереса у школьников к сфере IT-инноваций. Обучающиеся приобретут навыки обработки больших данных, работы с системами принятия решений, программирования в универсальной группе С-подобных языков для решения задач системного программирования, разработки приложений, в том числе игровых. У обучающихся появится возможность освоить базовые компетенции, необходимые для получения востребованных профессий IT-отрасли: программиста, системного администратора, специалиста по информационной безопасности, администратора баз данных и других.
Таким образом, обучение по новым общеобразовательным программам технической направленности на базе созданного центра цифрового образования "IT-куб" обеспечит раннее выявление учащихся, имеющих склонности и способности в области программирования, вовлечение их в конкурсное и олимпиадное движение, успешное продвижение по профессиональной траектории.
В области функционирует модель сетевой организации дополнительного образования детей, в которую входят: 2 областные (Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (далее - ТОГБОУ ДО) "Центр развития творчества детей и юношества", ТОГБОУ ДО "Областная детско-юношеская спортивная школа") и 61 муниципальная организация дополнительного образования детей, 272 дошкольные образовательные организации, 436 общеобразовательных организаций (в том числе филиалов), 5 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных управлению образования и науки Тамбовской области, 33 профессиональные образовательные организации.
В регионе накоплен определенный потенциал по созданию информационной среды в образовательных организациях, что позволит эффективно решить задачи по внедрению цифровой образовательной среды.
В период с 1990 по 2000 год на территории региона были реализованы масштабные проекты по информатизации общего, начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В образовательные организации области были закуплены компьютеры, принтеры, были открыты 2 центра по подготовке учителей информатики и вычислительной техники. В образовательный процесс постепенно началось внедрение компьютерных технологий.
С 2005 по 2010 годы все школы области были подключены к сети Интернет, во всех 30 базовых школах области были созданы центры дистанционного образования. Педагоги области активно участвовали в реализации международной программы Intel "Обучение для будущего", международной программе "Партнерство в образовании", реализуемой Корпорацией Microsoft. С 2008 года область принимала участие в проекте "Сетевая школа управленцев", реализуя федеральный проект "Формирование сетевой школы управленческих кадров общего образования".
В течение последних 5 лет школы области принимали участие в реализации проектов "Яндекс.Лицей", "ЯКласс". 100 процентов обучающихся подключены к системе электронных дневников и журналов успеваемости, активно используются образовательные платформы "Учи.ру", "Российская электронная школа", "Мобильное электронное образование". На базе информационно-библиотечных центров проходят on-line занятия с преподавателями вузов, реализуются сетевые проекты.
Наименование проекта/мероприятия | Объем и источник финансирования, тыс.руб. | Основные результаты |
1 | 2 | 3 |
1. Реализация мероприятий 1.8, 1.9 федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО) на 2011 - 2015 годы - федеральная стажировочная площадка "Распространение моделей государственно-общественного управления, обеспечивающих современное качество и экономическую эффективность деятельности образовательных организаций, муниципальных и региональных систем образования" (Соглашения от 17.06.2014 N 08.G47.24.0004/63; от 03.08.2015 N 08.G47.24.004) | Федеральный бюджет - 32456,0 Областной бюджет - 13620,0 | Разработаны учебно-методические материалы. Обучено 2319 педагогических и управленческих кадров из 14 субъектов Российской Федерации |
2. Реализация мероприятия 2.7 ФЦПРО на 2011 - 2015 годы "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей". (Соглашения от 31.08.2011 N 03.647.24.0013; от 08.11.2012 N 07.G93.24.0137/93; от 06.09.2013 N 07.G93.24.0145/109; от 05.06.2014 N 07.G93.24.0101/58; от 30.06.2015 N 07.693.24.0115/76) | Федеральный бюджет - 56528,0 Областной бюджет - 20319,0 | Разработаны и апробированы модели социализации детей, представленные на уровне технологий, готовых к распространению в субъектах Российской Федерации. Обучено 2416 педагогов |
3. Реализация мероприятий по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в рамках Государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Соглашения от 10.07.2015 N 07.G65.24/0209; от 16.06.2016 N 16-С-13-ГП-3, от 18.02.2017 N 074-08-131, от 08.02.2018 N 074-08-2018-113; от 26.01.2018 N 149-08-2018-072) | Федеральный бюджет - 69399,6 Областной бюджет - 19897,95 | Создана сеть из 89 образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития |
4. Реализация мероприятия 5.1 ФЦПРО на 2016 - 2020 годы "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" (Соглашение от 14.02.2017 N 077-08-043) | Федеральный бюджет - 7043,0 Областной и местный бюджеты - 3018,4 | Развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования: закуплено и направлено в пункты проведения экзамена 359 единиц оборудования. Разработан инструментарий и проведен мониторинг уровня социальной зрелости 1577 выпускников основной школы из 22 общеобразовательных организаций. Обучено 267 педагогических работников |
5. Реализация мероприятия 2.4. "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" ФЦПРО на 2016 - 2020 годы (Соглашение от 25.05.2016 N 08G29.24/009, от 19.02.2017 N 074-08-438) | Федеральный бюджет - 11156,1 Областной и местный бюджеты - 4800,6 | Обучено 3 901 педагогический работник. Создано 30 информационных библиотечных центров. В 18 сетевых сообществах создан региональный банк методических материалов и медиаресурсов в поддержку практической реализации предметных концепций |
6. Реализация мероприятия 2.2. ФЦПРО на 2016 - 2020 годы "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" (Соглашение от 19.02.2017 N 074-08-438) | Федеральный бюджет - 959,5 Областной и местный бюджеты - 3536,2 | Обучено 305 руководящих и педагогических работников 20 школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в том числе специалистов 16 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Разработана региональная программа повышения качества образования и 16 муниципальных программ помощи школам |
7. Реализация мероприятия 1.6 Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы. "Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации" (Соглашение от 16.06.2016 N 08G27.24.02, от 19.02.2017 N 074-08-379) | Федеральный бюджет - 14443,4 Областной и местный бюджеты - 6190,02 | Обучено 3922 чел. (в т.ч. 1251 - из Республики Дагестан). Разработано 13 методических материалов. Актуализирована деятельность 12 сетевых сообществ, создан банк видеоуроков, создан информационно-образовательный портал "Русский для всех" по вопросам изучения русского языка (http://rusall.68edu.ru/) |
8. Реализация мероприятия 3.5. ФЦПРО на 2016 - 2020 годы "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся" (Соглашение от 18.02.2017 N 074-08-287, дополнительное соглашение от 03.05.2017 N 074-08-287/1; дополнительное соглашение от 21.09.2017 N 074-08-287/2) | Федеральный бюджет - 57122,2 Областной бюджет - 24489 | Реализация дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, на базе детских технопарков в рамках национальной инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" |
9. Реализация мероприятия "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" государственной программы "Развитие образования" (Соглашение от 06.02.2018 N 074-08-2018-535) | Федеральный бюджет - 1550,9 Областной бюджет - 153,4 | Обучено 328 руководящих и педагогических работников 36 школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в том числе специалистов 30 органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Разработано 30 муниципальных программ помощи школам |
10. Реализация мероприятия "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" государственной программы "Развитие образования" (Соглашение от 06.02.2018 N 074-08-2018-535) | Федеральный бюджет - 4376,3 Областной бюджет - 432,8 | Обучено 3145 педагогических работников. Создано 17 информационных библиотечных центров. В 18 сетевых сообществах создан региональный банк методических материалов и медиаресурсов в поддержку практической реализации предметных концепций |
11. Реализация мероприятия "Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога" государственной программы "Развитие образования" (Соглашение от 06.02.2018 N 074-08-2018-533) | Федеральный бюджет - 6894,6 Областной бюджет - 681,9 | Обучено 1600 чел. (в т.ч. из Республики Дагестан). Функционирует портал "Русский для всех" по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) (http://rusall.68edu.ru) |
В качестве организационно-правовой модели центра цифрового образования "IT-куб" определена модель "Стандарт". Для этого в регионе есть необходимые ресурсы и условия, сформирован кадровый потенциал.
Центр цифрового образования "IT-куб" будет являться структурным подразделением муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина".
Это позволит в полном объеме обеспечить качественные управленческие решения, стабильность финансирования, так как в Тамбовской области сформирована система финансирования из регионального бюджета дополнительных образовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в объеме четырех часов на каждого ученика в неделю. Данный механизм предусмотрен Законом Тамбовской области от 28.12.2013 N 360-З "Об областных нормативах финансирования образовательных организаций Тамбовской области". Реализация всех запланированных программ дополнительного образования (6 программ в 2019 году, 7 - в 2020 году, 8 - в 2021 году) будет осуществляться на безвозмездной основе за счет средств регионального бюджета.
Мероприятия по развитию негосударственного сектора основаны на принципах государственно-частного партнерства, тесного сотрудничества с отраслевыми предприятиями, социальными и интеллектуальными партнерами.
Планируется организовать совместную работу с ведущими промышленными предприятиями г. Тамбова по реализации дополнительных образовательных программ IT-направленности. Совместно с предприятиями планируется проведение летних учебных практик, профильных смен.
Важным направлением деятельности центра цифрового образования "IT-куб" станет возрождение системы наставничества, обеспечение дуальности образовательного процесса, направленного на формирование технологических, надпрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по востребованным профессиям и специальностям регионального рынка труда.
Формируемые компетенции: JuniorSkills - сетевое и системное администрирование, интеллектуальные технологии интеграции реального и виртуального миров (Интернет вещей), программные решения для бизнеса; подготовка к получению профессий ТОП-50 - техник по защите информации, специалист по тестированию в области информационных технологий, специалист по информационным системам, сетевой и системный администратор, разработчик Web и мультимедийных приложений; компетенции будущего, указанные в Атласе новых профессий (FutureSkills) - разработчик моделей bigdata, цифровой лингвист, сетевой юрист, дизайнер виртуальных миров.