Вопрос приведения системы коммунального теплоснабжения в соответствие с современными требованиями по энергетической и экономической эффективности становится краеугольным камнем в рамках реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства России.
Необходимо решить, каким образом строить новую систему теплоснабжения: путем модернизации существующей сети или внедрения малых персональных котельных, обеспечивающих теплом отдельные дома или кварталы. Данное решение должно быть принято на основе анализа и долгосрочного планирования инвестиций в рамках реализации схемы теплоснабжения муниципального образования.
С экономической точки зрения доказано, что централизованное теплоснабжение более выгодно. Во-первых, КПД такого процесса значительно выше, чем КПД индивидуальных источников теплоснабжения. Во-вторых, за счет масштабов производства система работает в более экономичных термодинамических режимах, позволяющих генерировать тепло с большей эффективностью. В-третьих, централизованная логистика крупной котельной, меньшие накладные расходы позволяют говорить о том, что себестоимость тепловой энергии, произведенной центральной котельной, ниже чем у автономного теплогенерирующего пункта.
Поэтому с экономической точки зрения централизованное производство тепловой энергии дает лучшие результаты. Также с точки зрения экологии лучшие результаты дает централизация (при условии наличия современного оборудования).
Остается одна важная деталь, которая сводит на нет все преимущества централизованных систем - распределительные сети. Плачевное состояние тепловых сетей, неэффективная теплоизоляция делают потери тепла при его передаче катастрофическими. Эти потери ложатся финансовым бременем на потребителя, который вынужден по завышенному тарифу оплачивать не только ушедшие в атмосферу гигакалории, но и модернизацию теплосетей, их замену и строительство.
Стоимость модернизации и прокладки новых теплосетей такова, что средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам, с трудом хватает на поддержание теплосетей в рабочем состоянии. При этом в России сегодня нуждаются в замене более 50% тепловых сетей, а это около 120 тыс. км трубопровода.
Опыт внедрения децентрализованных систем теплоснабжения показывает, что единственный плюс в подобной организации теплоснабжения - снижение теплопотерь при транспортировке тепла потребителю. В целом затраты на генерацию тепловой энергии выше, чем при использовании централизованных систем. Помимо специфики термодинамических циклов, в которых работает оборудование, особо остро встают вопросы обеспечения экологической безопасности котельной, расположенной внутри жилых кварталов.
Реализация Подпрограммы 4 позволит осуществить строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт объектов и систем теплоснабжения и горячего водоснабжения с применением современных технологий, оборудования и материалов, увеличить надежность снабжения потребителей коммунальными ресурсами, оптимизировать объемы производства и распределения тепловой энергии.
Таким образом, применение высокоэффективных подходов к генерации и транспортировке тепловой энергии будет способствовать обновлению основных производственных фондов, позволит вывести эксплуатацию систем теплоснабжения на уровень самоокупаемости и сделает данную сферу экономически привлекательной для частного инвестора.
Основные риски, сопряженные с реализацией Подпрограммы 4, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением уровня финансирования мероприятий, изменением федерального и регионального законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации, изменением условий эксплуатации объектов.
Способами ограничения рисков будут являться мониторинг реализации Подпрограммы 4, эффективное перераспределение финансовых ресурсов, привлеченных для ее реализации, своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов, использование инновационных технологий при строительстве и реконструкции систем теплоснабжения.