Действующий

Об утверждении региональной программы Тверской области "Повышение эффективности защиты прав потребителей в Тверской области" на 2018 - 2022 годы (с изменениями на 22 августа 2019 года)



Раздел I. Характеристика сферы защиты прав потребителей в Тверской области


1. Вопросы защиты прав потребителей играют значительную роль в социально-экономических преобразованиях, происходящих как в стране, так и в Тверской области.


2. Низкая правовая грамотность и информированность потребителей, отсутствие постоянной и целенаправленной работы по просвещению населения и освещению практики защиты прав потребителей в различных ситуациях не способствуют безопасности жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, сохранности имущества граждан, негативно отражаются на качестве жизни населения Тверской области. Гражданское общество не развито до уровня самостоятельной организации в сфере защиты прав потребителей, что в целом препятствует обеспечению условий безопасности граждан.


3. Необходимость разработки Программы для граждан, проживающих в Тверской области, подтверждается также стабильной тенденцией роста письменных обращений граждан по вопросам защиты прав и интересов потребителей, поступающих в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Тверской области.


4. Нарушения в сфере предоставления работ и услуг значительно сложнее в рассмотрении, поскольку порядок оказания определенных видов работ и услуг законодательно не урегулирован, например, отсутствует законодательное регулирование оказания финансовых, риэлтерских, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных услуг, что и приводит к увеличению числа обращений.


(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)


5. За период с 2012 по 2016 год наблюдается тенденция увеличения количества письменных обращений граждан по отношению к предыдущему году: в 2013 году по отношению к 2012 году - на 16%, в 2014 году - на 13%, в 2015 - на 22%, в 2016 - на 27,5%. За рассматриваемый период отмечается рост письменных обращений в 2 раза.


6. В 2012 - 2014 годах основную долю письменных обращений граждан составляли обращения по вопросам оказания услуг: 2012 год - 60% по оказанию услуг, 40% - по вопросам торговли; 2013 год - 57% по оказанию услуг, 43% - по вопросам торговли; 2014 год - 58% по оказанию услуг, 42% - по вопросам торговли. В последние годы отмечается тенденция сокращения обращений граждан по оказанию услуг и рост обращений по вопросам торговли: 2015 год - 52% по оказанию услуг, 48% - по вопросам торговли; 2016 год - 53% по оказанию услуг, 47% - по вопросам торговли; 2017 год - 49% по оказанию услуг, 51% - по вопросам торговли.


(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)


7. Тематика письменных обращений граждан в сфере торговли за последние 5 лет существенно не изменилась.


8. В 2017 году обращения касались вопросов нарушения прав потребителей при продаже технически сложных товаров (сотовые телефоны, аудио-, видео- и бытовая техника и др.) - 46%, продовольственных товаров - 21%, продукции легкой промышленности (одежда, обувь) - 9%, мебели - 8%, а также других групп товаров.


9. В сфере оказания услуг основное количество обращений было связано с нарушениями при предоставлении услуг связи (сотовая и междугородняя связь, Интернет, почтовые услуги) - 21%, жилищно-коммунальных услуг (21%), бытовых услуг (ремонт товаров, помещений, установка окон, дверей, изготовление мебели и т.п.) - 14%, финансовых услуг (кредитных, страховых) - 12%, перевозки пассажиров общественным транспортом - 5%, платных медицинских услуг - 4%.


10. За последние 5 лет в сфере финансовых услуг наблюдается рост обращений на действия страховых компаний (с 18 до 24%). При этом по-прежнему подавляющее количество обращений связано с нарушениями прав потребителей со стороны кредитных организаций при заключении кредитных договоров (в т.ч. ипотеки), привлечении денежных средств по вкладам, использовании банковских карт. Страховые компании продолжают навязывать дополнительные услуги, отказывают в выдаче полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), выплате страховых возмещений. Часть обращений касается неправомерных действий микрофинансовых организаций, коллекторских агентств, платежных агентов и др.


(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)


11. Одной из основных проблем защиты прав потребителей в Тверской области является недостаточное внимание вопросам защиты прав потребителей со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в рамках предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" полномочий.