Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2018 года N 300-пп


Об утверждении региональной программы Тверской области "Повышение эффективности защиты прав потребителей в Тверской области" на 2018 - 2022 годы

(с изменениями на 22 августа 2019 года)

(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)




Во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 года о развитии национальной системы защиты прав потребителей Правительство Тверской области постановляет:


1. Утвердить региональную программу Тверской области "Повышение эффективности защиты прав потребителей в Тверской области" на 2018 - 2022 годы (далее - Программа) (прилагается).


2. Исполнительным органам государственной власти Тверской области, ответственным за реализацию плана мероприятий Программы:


а) обеспечить реализацию плана мероприятий Программы;


б) ежегодно в срок до 20 февраля представлять в Министерство промышленности и торговли Тверской области информацию об исполнении плана мероприятий Программы по формам согласно приложению 3 к Программе.


3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области руководствоваться Программой и ежегодно в срок до 20 февраля представлять в Министерство промышленности и торговли Тверской области информацию об исполнении плана мероприятий Программы по формам согласно приложению 3 к Программе.


4. Министерству промышленности и торговли Тверской области в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, по результатам реализации мероприятий Программы формировать сводный отчет на основе информации, указанной в подпункте "б" пункта 2, пункте 3 настоящего Постановления.


5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области, курирующего вопросы промышленности и торговли.


Отчет об исполнении Постановления представлять ежегодно до 15 марта года, следующего за отчетным.


6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Тверской области
И.М.РУДЕНЯ



Приложение
к Постановлению Правительства
Тверской области
от 9 октября 2018 г. N 300-пп



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тверской области "Повышение эффективности защиты прав потребителей в Тверской области" на 2018 - 2022 годы

(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)



г. Тверь 2018




Паспорт региональной программы Тверской области "Повышение эффективности защиты прав потребителей в Тверской области" на 2018 - 2022 годы

Наименование программы

Региональная программа Тверской области "Повышение эффективности защиты прав потребителей в Тверской области" на 2018 - 2022 годы (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство промышленности и торговли Тверской области

Цель Программы

Повышение эффективности и доступности защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей в Тверской области

Задачи Программы

1. Развитие региональной системы защиты прав потребителей.

2. Повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения.

3. Повышение уровня финансового образования и финансовой грамотности населения Тверской области.

4. Повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий.

5. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей.

6. Содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественным организациям Тверской области в решении задач по защите прав потребителей, включая вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей

Соисполнители Программы

Министерство экономического развития Тверской области;

Министерство образования Тверской области;

Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;

Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области;

Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области;

Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области;

федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области");

Отделение по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу;

органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области;

организации всех форм собственности

Целевые показатели Программы

1. Количество муниципальных образований Тверской области, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав потребителей.

2. Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. населения Тверской области.

3. Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Тверской области.

4. Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Тверской области.

5. Количество документов, подготовленных для потребителей (претензий в хозяйствующие субъекты, заявлений и обращений в различные организации), на 100 тыс. населения.

6. Количество заявлений, предъявленных в суды в защиту прав потребителей, на 100 тыс. населения Тверской области.

7. Количество удовлетворенных исков, поданных в защиту прав потребителей, на 100 тыс. населения Тверской области.

8. Доля удовлетворенных исков, поданных в защиту прав потребителей, из числа рассмотренных.

9. Количество заявлений, предъявленных в суды в защиту неопределенного круга потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Тверской области.

10. Доля удовлетворенных исков, предъявленных в суды в защиту неопределенного круга потребителей, из числа рассмотренных.

11. Количество образовательных мероприятий, проведенных органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей

Срок реализации Программы

2018 - 2022 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых соответствующим органам власти в рамках бюджетного финансирования, участвующим в реализации мероприятий Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.

2. Повышение возможностей потребителей самостоятельно решать возникающие проблемы и конфликты.

3. Увеличение доли разрешаемых в досудебном порядке споров в сфере защиты прав потребителей.

4. Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Тверской области для оказания населению бесплатной консультационной помощи.

5. Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и общественных организаций Тверской области и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей.

6. Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации.

7. Повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей.

8. Уменьшение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей.

9. Повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по защите прав потребителей



Раздел I. Характеристика сферы защиты прав потребителей в Тверской области


1. Вопросы защиты прав потребителей играют значительную роль в социально-экономических преобразованиях, происходящих как в стране, так и в Тверской области.


2. Низкая правовая грамотность и информированность потребителей, отсутствие постоянной и целенаправленной работы по просвещению населения и освещению практики защиты прав потребителей в различных ситуациях не способствуют безопасности жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, сохранности имущества граждан, негативно отражаются на качестве жизни населения Тверской области. Гражданское общество не развито до уровня самостоятельной организации в сфере защиты прав потребителей, что в целом препятствует обеспечению условий безопасности граждан.


3. Необходимость разработки Программы для граждан, проживающих в Тверской области, подтверждается также стабильной тенденцией роста письменных обращений граждан по вопросам защиты прав и интересов потребителей, поступающих в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Тверской области.


4. Нарушения в сфере предоставления работ и услуг значительно сложнее в рассмотрении, поскольку порядок оказания определенных видов работ и услуг законодательно не урегулирован, например, отсутствует законодательное регулирование оказания финансовых, риэлтерских, культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных услуг, что и приводит к увеличению числа обращений.


(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)


5. За период с 2012 по 2016 год наблюдается тенденция увеличения количества письменных обращений граждан по отношению к предыдущему году: в 2013 году по отношению к 2012 году - на 16%, в 2014 году - на 13%, в 2015 - на 22%, в 2016 - на 27,5%. За рассматриваемый период отмечается рост письменных обращений в 2 раза.


6. В 2012 - 2014 годах основную долю письменных обращений граждан составляли обращения по вопросам оказания услуг: 2012 год - 60% по оказанию услуг, 40% - по вопросам торговли; 2013 год - 57% по оказанию услуг, 43% - по вопросам торговли; 2014 год - 58% по оказанию услуг, 42% - по вопросам торговли. В последние годы отмечается тенденция сокращения обращений граждан по оказанию услуг и рост обращений по вопросам торговли: 2015 год - 52% по оказанию услуг, 48% - по вопросам торговли; 2016 год - 53% по оказанию услуг, 47% - по вопросам торговли; 2017 год - 49% по оказанию услуг, 51% - по вопросам торговли.


(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)


7. Тематика письменных обращений граждан в сфере торговли за последние 5 лет существенно не изменилась.


8. В 2017 году обращения касались вопросов нарушения прав потребителей при продаже технически сложных товаров (сотовые телефоны, аудио-, видео- и бытовая техника и др.) - 46%, продовольственных товаров - 21%, продукции легкой промышленности (одежда, обувь) - 9%, мебели - 8%, а также других групп товаров.


9. В сфере оказания услуг основное количество обращений было связано с нарушениями при предоставлении услуг связи (сотовая и междугородняя связь, Интернет, почтовые услуги) - 21%, жилищно-коммунальных услуг (21%), бытовых услуг (ремонт товаров, помещений, установка окон, дверей, изготовление мебели и т.п.) - 14%, финансовых услуг (кредитных, страховых) - 12%, перевозки пассажиров общественным транспортом - 5%, платных медицинских услуг - 4%.


10. За последние 5 лет в сфере финансовых услуг наблюдается рост обращений на действия страховых компаний (с 18 до 24%). При этом по-прежнему подавляющее количество обращений связано с нарушениями прав потребителей со стороны кредитных организаций при заключении кредитных договоров (в т.ч. ипотеки), привлечении денежных средств по вкладам, использовании банковских карт. Страховые компании продолжают навязывать дополнительные услуги, отказывают в выдаче полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), выплате страховых возмещений. Часть обращений касается неправомерных действий микрофинансовых организаций, коллекторских агентств, платежных агентов и др.


(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 22.08.2019 N 324-пп)


11. Одной из основных проблем защиты прав потребителей в Тверской области является недостаточное внимание вопросам защиты прав потребителей со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в рамках предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" полномочий.


12. В структуре органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по состоянию на 1 января 2018 года отсутствуют подразделения по защите прав потребителей. В 46% муниципальных образований Тверской области функции по рассмотрению обращений граждан и их консультированию осуществляют профильные отделы администраций, в которых на специалистов возложены в том числе функции по защите прав потребителей. В других органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (54%) эта работа практически не проводится. Такое положение не способствует эффективному оказанию консультационной и правовой помощи потребителям.


13. В 2017 году органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области было получено и рассмотрено более 1,2 тыс. обращений, касающихся вопросов защиты прав потребителей, из них более 620 - письменных (51%). Основная доля обращений приходилась на сферу торговли - 812 (67%), а также услуг - 405 (33%). По всем поступившим обращениям, требующим разъяснений, даны письменные ответы или устные консультации.


14. На территории Тверской области в настоящее время зарегистрированы 3 общественные организации, осуществляющие защиту прав потребителей: ТООО "Качество жизни", Общероссийская общественная организация потребителей "Союз защиты прав потребителей финансовых услуг", ТООО "Союз правозащитников и потребителей". Наиболее эффективная деятельность осуществляется организацией ТООО "Союз правозащитников и потребителей".


15. В тверском регионе фактически не развито общественное движение по защите прав потребителей. В результате сложившейся ситуации защитить права потребителей не может значительная часть населения Тверской области, в первую очередь население небольших сельских поселений.


16. На территории Тверской области для решения указанных проблем основным направлением деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тверской области в вопросах защиты прав потребителей будет являться создание благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав. Наиболее эффективным инструментом предотвращения нарушений прав граждан на потребительском рынке должна стать не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика нарушений. В первую очередь необходимо повышение активности гражданского общества в решении указанных проблем.


17. С учетом вышеизложенного особенно актуальными в настоящее время являются разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности защиты прав потребителей в Тверской области. Необходимость повышения эффективности защиты прав потребителей в Тверской области обусловлена следующими факторами:


а) комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера; реализация соответствующего комплекса мероприятий;


б) межведомственность проблемы - с учетом содержания, перечня задач потребуется консолидация усилий исполнительных органов государственной власти Тверской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественных объединений Тверской области;


в) длительность решения проблемы - проблема может решаться в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.



Раздел II. Цель Программы и характеристика задач Программы


18. Целью Программы является повышение эффективности и доступности защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей в Тверской области.


19. Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:


а) задача 1. Развитие региональной системы защиты прав потребителей.


Мероприятия задачи направлены на обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти Тверской области федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;


б) задача 2. Повышение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей путем регулярного информирования и просвещения.