2.1. Территория памятника включает Сенявинские термоминеральные (хлоридно-натриевые) источники с уникальной термофильной растительностью (термофильные реликты), расположенные в 130 км севернее поселка городского типа Провидения в долине р. Ключевой в 1,5 км от ее устья.
Природный комплекс "Ключевой (Сенявинские термоминеральные источники)" объявлен Памятником природы в целях сохранения части водного объекта с термоминеральными источниками с уникальной термофильной растительностью (термофильные реликты): мяты сахалинской Mentha sachalinensis, болотницы камчатской Eleocharis kamtschatica, ситника жабьего Juncus bufonius, ситника альпийского J. alpinus, осоки скрытоплодной Carex cryptocarpa, папоротника фегоптериса Phegopteris connectilis, папоротника кочедыжника американского Athyrium distentifolium.
Источники находятся в 130 км севернее поселка городского типа Провидения в долине р. Ключевой в 1,5 км от устья и выходят как из открытых трещин в коренных породах, так и в виде грифонов в воронках в сцементированном кремнистыми отложениями аллювии. Выходы горячих вод есть и в самом русле реки. Всего насчитывается более 150 источников с температурой вод от 20 до 80°, многие источники газируют. Воды отличаются низкой минерализацией, по составу представляют собой слабый раствор поваренной соли с примесью хлористого кальция. По комплексу признаков воды Сенявинских источников называют азотными слабоминерализованными, хлоридными кальциево-натриевыми, щелочными, высокотемпературными.
Памятник природы входит в подзону типичных тундр, это изолированный термальный остров. Памятник природы включает в себя ключевую площадку источников, протягивающуюся по обеим берегам реки на 500 м. Трогообразная долина р. Ключевой на участке выхода вод сужается до 200 м. Крутые борта долины сложены гранитами и гранит-порфирами. Основные экосистемы территории памятника:
комплексы склоновых тундр, ивняков и ольховников;
комплексы шлейфов склонов с пушицево-осоковыми моховыми и осоково-кустарничковыми тундрами;
комплексы поймы р. Ключевая с галечными и песчано-галечными наносами и специфической растительностью аллювиев, злаковыми и злаково-разнотравными лугами;
комплексы термального урочища с папоротниковыми, осоковыми сообществами, злаковыми и злаково-разнотравными группировками;
комплексы морских побережий - береговых валов, морских пляжей, маршей и галофитных лугов.
Феномены: горячие ключи в условиях безлесной тундры являются своеобразным природным феноменом, всестороннее изучение которого представляет большой научный интерес, а охрана необходима. Горячие ключи располагаются небольшими группами по несколько десятков выходов. В Сенявинской группе две колонии - одна из 12 ключей (правобережье), другая из 10 - 12 ключей (левобережье). Как показывают анализы, воды их по своему химическому составу очень близки к морской воде и могут быть охарактеризованы как азотные, щелочные, кремнистые, хлоридные, кальциево-натриевые. Дебит воды для Сенявинской группы выражается в 1000 тыс. л в сутки. Температура воды на выходе колеблется от 15 до 77°C. Район непосредственного воздействия термальных вод на растительность ограничивается площадью не более 200 x 30 м. Вокруг выходов горячих источников располагается значительная территория (50 - 70 га), где сказывается влияние горячих вод.
Горячие ключи - природная лаборатория формирования новых форм и видов. Береговые термы - рефугиумы термогалофитов, сохранившихся со времен плейстоценовых трансгрессий. Однако термальные воды Сенявинских источников настолько молоды, что здесь еще не выработались эндемичные виды, свойственные исключительно этим термам, хотя не исключена возможность обнаружения их в будущем в узколокальных условиях терм. Настоящими термофитами с обитанием в температурном режиме с амплитудой +30 - 80°C являются сине-зеленые, зеленые и желтые водоросли. Облигатные термофиты из сосудистых растений (амплитуда температур 30 - 40°C) в данном районе можно поделить на настоящие термофиты (Phegopteris connectilis, Agrostis scabra, Athyrium distentifolium, Eleocharis uniglumis) и мезотермофиты (Arabis kamtschatica, Barbarea orthoceras, Carex gmelinii, C. rariflora, C. cryptocarpa, Gymnocarpium dryopteris, Epilobium palustre, E. hornemannii, Galium trifidum, Mentha sachalinensis, Potentilla egedii, Primula nutans, Triglochin maritimum, Juncus bufonius, J. nodulosus, J. haenkei, Stellaria calycantha, Barbarea orthoceras). Полный список сосудистых растений-термофитов насчитывает 23 вида. Факультативными термофитами, тяготеющими к горячим источникам, к которым приурочены их обильное плодоношение и семенное возобновление, являются Chamerion angustifolium, Coeloglossum viride, Pyrola rotundifolia subsp. incarnata, Galium boreale, Lycopodium clavatum, Moehringia lateriflora, Trientalis europaea, Chamaepericlymenum suecicum и др.
Примечательности: обращает на себя внимание находка около горячих источников полусорных видов (Arabis kamtschatica, Barbarea orthoceras, Hordeum jubatum, Mentha sachalinensis, Plantago asiatica). Поселение некоторых из них (например, подорожника) можно относить ко времени морских трансгрессий, когда морские воды заходили на территорию, близкую к термам. Наличие в составе флоры терм значительного числа прибрежных галофитов или видов, выдерживающих солевой режим морских прибоев, и распространенных в настоящее время на береговых валах, указывает на возможное происхождение этой группы растений как перенесенных морскими водами при колебаниях береговой линии. Например, Carex cryptocarpa, образующая сплошные куртины в термальном урочище Сенявинских источников, в районах Южной Чукотки и Пенжинской губы участвует в сложении осоковых маршей в полосе морского засоления. Вероятно, наиболее правильно связывать вторжение более теплолюбивых галофитов в широты Чукотки с временами существования Берингийского моста суши. В связи с отсутствием доступа холодных вод в это время флора береговых галофитов была более богатой, и часть ее по заливам проникла на участки, близкие современным ключам.
Растительные сообщества Памятника природы:
35% - комбинации ивково-осоково-моховых тундр с Salix lanata, травяных ольховников на южном склоне и разнотравно-кустарничковых ольховников на северном склоне (Alnus fruticosa, Salix speciosa, S. chamissonis, S. cuneata, S. phlebophylla, S. reticulata), пятнистых дриадово-разнотравных (Dryas punctata, Pedicularis adamsii, Salix phlebophylla, S. polaris, S. reticulata, Silene acaulis, S. stenophylla) кустарничковых мохово-лишайниковых (Betula exilis, Empetrum subholarcticum, Ledum decumbens, Vaccinium uliginosum), нивальных кустарничковых моховых (Cassiope tetragona, Phyllodoce coerulea) тундр склонов гор;