Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы) | Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан |
Цель и задачи подпрограммы | Цель: снизить общую антропогенную нагрузку на окружающую среду, в том числе за счет снижения выбросов в атмосферу и развития системы автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха |
Задачи: предотвратить дальнейшее загрязнение и уменьшить уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах; ликвидировать накопленный вред окружающей среде; снизить объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; формировать экологическую культуру населения | |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников; выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к показателям 2007 года; численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде; снижение объема загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, за счет выполнения природоохранных мероприятий по сравнению с предыдущим годом; доля проведенных отборов проб из расчета объема работ, заложенных на год; безаварийный пропуск паводка; доля средств, полученных учреждениями от оказания природоохранных услуг в рамках приносящей доход деятельности, к бюджетному финансированию учреждений; доля участников природоохранных акций в общей численности населения республики |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2014 - 2030 годы без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2014 - 2030 годах составит 10434696,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств: а) бюджета Республики Башкортостан - 3889293,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 234933,9 тыс. рублей; 2015 год - 204400,8 тыс. рублей; 2016 год - 182477,1 тыс. рублей; 2017 год - 213923,6 тыс. рублей; 2018 год - 200024,5 тыс. рублей; 2019 год - 192298,7 тыс. рублей; 2020 год - 196507,5 тыс. рублей; 2021 год - 196507,5 тыс. рублей; 2022 год - 196507,5 тыс. рублей; 2023 год - 196507,5 тыс. рублей; 2024 год - 199831,8 тыс. рублей; 2025 год - 254507,5 тыс. рублей; 2026 год - 254835,1 тыс. рублей; 2027 год - 276507,5 тыс. рублей; 2028 год - 296507,5 тыс. рублей; 2029 год - 296507,5 тыс. рублей; 2030 год - 296507,5 тыс. рублей; б) внебюджетных источников - 6545403,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 250530,0 тыс. рублей; 2015 год - 258550,0 тыс. рублей; 2016 год - 387813,0 тыс. рублей; 2017 год - 389460,0 тыс. рублей; 2018 год - 404490,0 тыс. рублей; 2019 год - 404510,0 тыс. рублей; 2020 год - 404550,0 тыс. рублей; 2021 год - 404550,0 тыс. рублей; 2022 год - 404550,0 тыс. рублей; 2023 год - 404550,0 тыс. рублей; 2024 год - 404550,0 тыс. рублей; 2025 год - 404550,0 тыс. рублей; 2026 год - 404550,0 тыс. рублей; 2027 год - 404550,0 тыс. рублей; 2028 год - 404550,0 тыс. рублей; 2029 год - 404550,0 тыс. рублей; 2030 год - 404550,0 тыс. рублей |
6.4.1. Краткая характеристика текущего состояния в сфере экологической безопасности Республики Башкортостан
Фактически состояние окружающей среды в Республике Башкортостан в настоящее время можно считать стабилизированным с тенденцией снижения объемов техногенного загрязнения. Однако в этом направлении предстоит еще длительная напряженная работа.
За последние годы выросли объемы производства и, как следствие, увеличилось негативное воздействие на окружающую среду, поскольку используемые старые технологии производства, очистки выбросов и сброса в окружающую среду в ряде отраслей промышленности не отвечают современным требованиям.
Основными экологическими проблемами региона по-прежнему остаются:
загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий (особенно в городах Уфе, Стерлитамаке, Салавате);
объекты накопленного вреда окружающей среде - бесхозные объекты, брошенные в результате экономического спада в 90-х годах прошлого века;
сброс загрязненных сточных вод в водные объекты с объектов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Масштабы и сроки проведения мероприятий подпрограммы определяются с учетом прогнозов социально-экономического развития республики. Реализация подпрограммы направлена на решение задач по улучшению качества окружающей природной среды и предусматривает технические и технологические меры по предотвращению ее загрязнения, нормативно-правовому и организационному обеспечению и управлению природоохранной деятельностью, совершенствованию экономических механизмов охраны окружающей среды.
Водные ресурсы весьма неравномерно распределены по территории республики, а также по временам года. На весеннее половодье приходится до 70% годового стока. Все эти факторы сказываются на обеспеченности водой населения и промышленных объектов в разных частях Башкортостана.
Согласно Федеральному закону "О безопасности гидротехнических сооружений" в Республике Башкортостан выполняются работы по повышению безопасности таких сооружений за счет их ремонта. Порядок предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов по текущему ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, представлен в приложении N 6 к государственной программе.
На протяжении последних десятилетий показатели качества воды водных объектов бассейна реки Белой соответствуют III и IV классам. Высокой остается степень загрязненности водных объектов Зауралья. На их качество влияют повышенное природное содержание химических элементов (фон), масштабные и продолжительные по времени добыча и переработка медноколчеданных руд горнодобывающими предприятиями, в результате чего речные экосистемы испытывают высокую техногенную нагрузку. Кроме того, маловодность рек привела к увеличению концентрации загрязняющих веществ в водных объектах.
Наибольшую нагрузку на поверхностные водные объекты оказывают промышленные и коммунальные предприятия городов Уфы, Стерлитамака, Учалы и Ишимбая, на долю которых приходится 82,6% от объема стоков, отводимых в поверхностные водные объекты, и 97,0% массы сбрасываемых с ними загрязняющих веществ по Республике Башкортостан. В указанных населенных пунктах сосредоточено наибольшее количество промышленных предприятий и проживает значительная часть населения республики.
Основной причиной сброса в водные объекты загрязненных сточных вод является неэффективная работа очистных сооружений или их отсутствие. В целях снижения антропогенной нагрузки на водные объекты организациями разрабатываются и внедряются водохозяйственные и водоохранные мероприятия, направленные на снижение объемов загрязненных сточных вод и соответственно массы сброса загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе мероприятия, предусматривающие строительство новых и реконструкцию действующих очистных сооружений.