Положение с обеспечением населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" отвечающим нормативам питьевой водой вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (93% городского и 66% сельского) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Качество воды поверхностных водных объектов городского округа "Город Южно-Сахалинск", используемых для водоснабжения населения, в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное.
Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода", но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа.
С каждым годом износ коммуникаций увеличивается на 1%. По оперативным данным МКП "Городской Водоканал" на 1 января 2014 года износ трубопроводной сети составляет от 55% до 65%. Оборудования КНС до 70%.
Из общего объема труб, которые находятся в аварийном состоянии, меняется только та часть, которая изношена на 100%.
Действующая в городе Южно-Сахалинске система водоснабжения имеет износ более 60%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя.
Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды, отсутствие системы водоотведения.
Из числа сельских населенных пунктов и планировочных районов каждый третий имеет частично работающую систему водоснабжения и водоотведения.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения городского округа "Город Южно-Сахалинск" является неблагополучное финансово-экономическое положение предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства. Мероприятия заложенные в тарифы не позволяют в полной мере проводить аварийные и плановые ремонты. РЭК и другие структуры субъекта федерации преднамеренно сдерживают рост тарифов на услуги ЖКХ, тем самым и без того усугубляют ситуацию. Инвестиционные программы ресурсоснабжающих компаний заморожены на неопределенный период времени.