В целях совершенствования деятельности музеев образовательных организаций (школьных музеев), определения их правового статуса, упорядочения учета и сохранности музейных экспонатов, представляющих научную, историческую и иную ценность, приказываю:
1. Провести с 1 декабря 2017 года по 15 апреля 2018 года паспортизацию и перерегистрацию музеев образовательных организаций (школьных музеев) Республики Мордовия.
2. Утвердить Положение о паспортизации и перерегистрации музеев образовательных организаций (школьных музеев) Республики Мордовия (приложение).
3. Ответственность за организацию и проведение паспортизации и перерегистрации музеев образовательных организаций (школьных музеев) возложить на ГБОДОРМ "Республиканский Центр дополнительного образования детей" (директор - О.А.Уткина).
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям муниципальных образовательных организаций обеспечить условия для своевременного прохождения паспортизации и перерегистрации музеев образовательных организаций (школьных музеев).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра образования Е.П.Солдатову.
Министр
Г.А.ЯВКИНА
1. Общие положения
Паспортизация и перерегистрация школьных музеев Республики Мордовия проводится на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации N 09-1065 от 05.09.2013 "Об организации работы по учету и регистрации школьных музеев", в соответствии с Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном музее), утвержденным письмом Минобразования России N 28-51-181/16 от 12.03.2003.
Паспортизация является плановым мероприятием, направленным на выявление состояния школьных музеев республики и определения их роли в учебно-воспитательном процессе образовательной организации.
Перерегистрация школьных музеев в соответствии с федеральными условиями проводится один раз в пять лет.
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи перерегистрации музеев образовательных организаций, порядок ее проведения.
Цель паспортизации - развитие и совершенствование сети школьных музейных формирований, определение их правового статуса, упорядочение учета и обеспечение сохранности экспонатов в школьных музеях.
Задачи:
- регулирование деятельности школьных музеев, паспортизация музейных формирований и присвоение им звания "Школьный музей";
- приобщение школьных музеев к единым требованиям в вопросах организации их деятельности;
- создание информационной базы паспортизированных музеев образовательных организаций;
- методическая поддержка и обобщение инновационных направлений и форм работы в школьных музеях;
- повышение значимости школьных музеев, их статуса и роли в системе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с Положением о музее образовательного учреждения (школьном музее), в ходе перерегистрации существующих и паспортизации вновь создаваемых школьных музеев, анализируется содержание деятельности по следующим параметрам:
- наличие паспорта музея, информационной карты;
- экспозиционная работа;
- состояние учета и хранения фондов (инвентарная книга, наличие помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов (классная комната);
- место и роль музея в учебно-воспитательном процессе, основные направления деятельности;
- организационная структура деятельности;
- работа детского актива музея;
- взаимодействие музея с общественными и ветеранскими организациями и движениями, школьными музеями своего района, города, других регионов, с профильными государственными музеями;
- определение активности работы музея (анализ участия представителей образовательной организации в районных (городских), республиканских массовых мероприятиях, конкурсах, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе, городе, республике и т.д.).
2. Организаторы
Организаторы паспортизации музеев образовательных организаций на школьном и муниципальном уровнях - педагогические и управленческие работники всех уровней, ответственные за организацию паспортизации на соответствующем этапе.
Непосредственное руководство и организацию паспортизации школьных музеев осуществляет Государственная бюджетная организация дополнительного образования Республики Мордовия "Республиканский Центр дополнительного образования детей" (далее - ГБОДОРМ "РЦДОД").
3. Участники паспортизации
В паспортизации участвуют все музейные формирования образовательных организаций независимо от профиля (паспортизированные музеи, краеведческие уголки, залы, комнаты боевой и трудовой славы).
4. Порядок проведения паспортизации и перерегистрации
Организацию и проведение муниципального этапа осуществляет комиссия, утвержденная приказом руководителя муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования. Обследование музейной экспозиции проводится комиссией, в состав которой рекомендуется включать специалистов органов управления образованием, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, ветеранов труда, членов попечительских советов, сотрудников районных краеведческих музеев и пр.
Муниципальные комиссии проводят проверку деятельности всех музейных формирований, созданных в образовательных организациях района, по следующим параметрам:
- приказ о создании музея;
- приказ о назначении руководителя музея;
- свидетельство школьного музея установленного образца (если музей паспортизирован) или иной документ, подтверждающий прохождение паспортизации или перерегистрации (паспорт, учетная карточка);
- книга поступлений основного фонда (инвентарная книга);
- положение (Устав) школьного музея;
- планы работы музея;
- отчеты о работе музея;
- журнал (книга) учета экскурсий;
- журнал (книга) учета мероприятий;
- журнал (книга) отзывов;
- программа (концепция) развития школьного музея на 3 - 5 лет;
- список Совета и Актива музея;
- программа объединения, работающего на базе музея (если есть);
- портфолио достижений;
- отражение деятельности музея в СМИ и других изданиях;
- акты приема экспонатов (если есть);
- книги учета научно-методического (вспомогательного) фонда (если есть).
При паспортизации и перерегистрации музея в муниципальную комиссию могут быть представлены:
- библиографические или иные картотеки;
- методические разработки обзорных и тематических экскурсий;
- творческие работы учащихся;